Для России величие свелось к маленькому и на первый взгляд незначительному вопросу жительницы Санкт-Петербурга, который она задала Владимиру Путину: «Как прожить на 10 800 рублей?».
В этом вопросе, а точнее в неумении президента на него ответить, таинственно сошлись все страхи действующей власти. За 20 лет, которые нынешний президент возглавляет страну, было сделано много. Отрицать очевидные плюсы глупо, так же как и молчать о минусах. Но вся слабость нынешней власти отразилась в отсутствии ответа, как прожить на прожиточный минимум. «Да, мы у власти уже 20 лет, и да, за это время мы не смогли сделать так, чтобы народ смог прожить на эти деньги». Такого ответа было бы достаточно.
Дальше можно нанизывать разговоры о санкциях и кознях Запада, о том, что раньше было ещё хуже, и, конечно, вспомнить 90-е годы, в которые по нынешней мифологии люди если не ели друг друга, то явно были на грани этого. Однако никакого содержательного ответа не было. И даже на следующий день, взяв перерыв, пресс-секретарь президента не смог объяснить, собственно, а как прожить-то? Вопрос о 10 800 рублях стал для власти краеугольным. На его фоне даже изменения в Конституцию выглядят мелким шуршанием. Власть, парализованная провокационностью ситуации, как бандерлоги перед Каа, замерла перед этой маленькой худой женщиной.
Страх, что вся картина происходящего сложится в голове у людей, что народ когда-то поймёт: именно действующая власть установила этот прожиточный минимум и именно она создала условия, в которых человек вынужден жить на такие деньги, без возможности зарабатывать больше, — сковывает. Вес ответственности за судьбу конкретного человека оказался тяжелее ответственности за весь народ.
Таинственным и парадоксальным образом ответ на вопрос о 10 800 рублях определит будущее существующего правления. Если действующая власть сможет сформулировать для себя и, что важнее, для людей ответ на него, то сможет и удержаться на плаву. В противном случае даже такой маленький и незначительный вопрос станет тяжёлым грузом, который задавит всю систему.