Найти тему
PLATFORMA MEDIA

Репортаж с мероприятия LegalInsight по финансированию поиска активов и взысканию долгов в международных спорах

Более 40 инхаус-юристов приняли участие в совместном бизнес-завтраке журнала Legal Insight, сервиса по судебному финансированию PLATFORMA, юридических фирм Gateley Legal и Lidings и банка Banque Cramer на тему «Поиск и взыскание активов российских должников за пределами России и финансирование таких процессов”.

Своим опытом с гостями бизнес-завтрака поделились Степан Гузей, руководитель практики несостоятельности и банкротства в московском офисе Lidings, Ричард Хили, партнер Gateley Legal (Лондон), Елена Федорова, адвокат Парижской коллегии адвокатов (Bonifassi Avocats), Арье Зорин, руководитель «Банк Крамер & СИE CA» (представительство швейцарского банка «Крамер» в России), Александр Стефановский, партнер PLATFORMA. Модератором бизнес-завтрака выступила Ирина Цветкова, адвокат, основатель первого в России сервиса по судебному финансированию PLATFORMA.

Эксперты обсудили проблемы привлечения к субсидиарной ответственности бенефициаров должника, тонкости взыскания активов за рубежом (в Англии, Швейцарии и Франции), критерии для установления юрисдикции английского суда по рассмотрению спора о взыскании денег с бенефициаров российского должника, как добиться обеспечительных мер в российских и европейских судах, есть ли смысл судиться в России и привлекать бенефициаров к субсидиарной ответственности или cразу инициировать судебный спор по месту нахождения активов собственников, как судебное финансирование помогает инхаус-юристам в поиске активов и взыскании долгов, а также рассмотрели практику раскрытия западными банками информации о счетах клиентов.

Бизнес-завтрак открыла главный редактор Legal Insight Маргарита Гаскарова, которая подчеркнула актуальность темы поиска активов и взыскания долгов в международных спорах, а также финансирования судебных споров.

В первой части бизнес-завтрака участники на конкретных примерах обсудили, как работает судебная система и как исполняются зарубежные решения в России, Англии и Франции.

Степан Гузей, руководитель практики несостоятельности и банкротства в московском офисе Lidings, поделился практическими советами по взысканию долгов в России и западных юрисдикциях, а также рассказал о подводных камнях, о которых нужно помнить истцу, планирующему взыскать долги за пределами России. “Если конкурсный управляющий не предпринимает действий, нацеленных на взыскание, кредитор может и должен предпринимать активные действия по защите своих интересов. Даже если речь о кредиторах с малым участием в реестре, они тоже не ограничены в своих правах и могут создавать успешные альянсы с другими кредиторами. Если коллективный пул кредиторов достигает 10%, они получают те же права, что и конкурсные управляющие”, — отметил Степан Гузей.

Степан Гузей также объяснил, что не всегда правильно инициировать процедуру банкротства в России. “Когда кредитор начинает инициировать процедуру банкротства должника, тут же слетаются другие кредиторы, которые начинают претендовать на свою долю,” — объяснил он. Он также отметил, что сегодня должники все чаще используют новые технологии для противодействия взысканию: например, в практике Lidings был случай, когда компании конвертировали деньги в биткоины.

Далее участники бизнес-завтрака рассмотрели иск клиентов “Промсвязьбанка” к бывшим совладельцам банка, когда суд поддержал позицию экс-банкиров, которые настаивали на неподсудности спора английской юрисдикции.

Ричард Хили, партнер Gateley Legal (Лондон), рассказал, что изначально сомневался в том, что суд Великобритании признает юрисдикцию по делу Промсвязьбанка. “Суды Великобритании в высшей степени прагматичны и всегда очень внимательно подходят к установлению юрисдикций. В первую очередь они обращают внимание на место проживания ответчика. Если это Англия или Уэльс, то с большой вероятностью британская юрисдикция будет установлена. В реальности же часто складывается ситуация, когда из большого числа сторон только одна или две имеют отношение по месту жительства к Англии и Уэльсу. Также суд всегда смотрит, есть ли существенные основания, чтобы инициировать дело против конкретно этой компании,” — объяснил Ричард Хили. Далее Ричард подробно объяснил, почему в данном случае суд не установил связь спора с иностранной юрисдикцией.

Об особенностях взыскания долгов во Франции подробно рассказала Елена Федорова, адвокат юридической фирмы Bonifassi Avocats (Париж). Елена объяснила, что делать, если активы, принадлежащие бенефициарам, будут найдены во Франции, каким образом во Франции могут быть признаны обеспечительные меры, наложенные английскими судами, а также каким образом признаются во Франции решения российских судов в делах о банкротстве. “Чаще всего обеспечительные меры, принимаемые английскими судами, могут быть признаны во Франции. Если этого сделать невозможно по тем или иным причинам, во Франции также доступен широкий выбор обеспечительных мер, включая запрет на распоряжение имуществом, приказ о раскрытии информации. Эти и другие меры могут быть использованы, в том числе, в рамках процедуры банкротства, открытой за границей,” — объяснила Елена.

Эксперты вспомнили дело банкира Сергея Пугачева о разделе имущества с его бывшей женой. Пока российский банк взыскивал имущество Пугачева в Лондоне по иску его кредиторов, его жена подала иск во Франции. Возник вопрос: должен ли в таком случае французский суд ждать решения английского суда и руководствоваться им или действовать самостоятельно? Елена Федорова объяснила, что для того чтобы английский и французский суды дождались решения друг друга, нужно чтобы дело было между теми же сторонами и по тем же обязательствам. “В деле Пугачева стороны разные, поэтому жена банкира смогла успешно обратиться в суд Франции и заблокировать активы. Поэтому при ведении процессов в одной юрисдикции всегда нужно учитывать возможные последствия для активов, находящихся в других юрисдикциях”, — объяснила Елена Федорова.

Вторую сессию открыло выступление Арье Зорина, руководителя «Банк Крамер & СИE CA» (представительство швейцарского банка «Крамер» в России). Арье рассказал о мифах и реальности относительно защиты активов в швейцарских банках и о том, помогает ли счет в другой стране защитить активы.

Далее эксперты обсудили сроки и стоимость поиска активов. По оценкам Степана Гузея, цена поиска активов в среднем начинается от €15-20 тыс. По оценкам Ричарда Хили, стоимость поиска активов начинается от £20 тыс и может достигать £150 тыс.

Ирина Цветкова, основатель PLATFORMA, рассказала, что расходы на процессы по взысканию долгов, которые параллельно идут в нескольких юрисдикциях, начинаются от €1 млн. Причем российских истцов в Великобритании чаще всего просят депонировать сумму потенциальных судебных расходов ответчика на счет суда на случай отказа в удовлетворении иска. “О сумме расходов на споры за рубежом можно судить по размерам этих депозитов. В частности по делу банка “Траст” взыскали $900 млн. С банка, который судился против бывших собственников, суд попросил депозит £8 млн, а сам процесс занял 4 года”, — объяснил Александр Стефановский, руководитель юридического департамента PLATFORMA. Поэтому в делах, где задействовано несколько юрисдикций, даже крупным компаниям есть смысл делить риски с инвесторами.

Ирина Цветкова привела в пример недавний кейс PLATFORMA, в котором судебный инвестор профинансировал судебный спор российского завода к английской “дочке” американской корпорации. Спор рассматривался в МКАС, решение нужно было признавать в Лондоне. Истец пошел в суд только после того, как инвестор взял на себя все риски и расходы. Судебные инвестиции помогли истцу нанять нужных специалистов, провести все необходимые экспертизы и в итоге выиграть в суде и взыскать с ответчика деньги.

В конце мероприятия участники бизнес-завтрака ответили на вопросы участников по правовому регулированию трансграничных банкротств.

Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»