Одной из самых злободневных тем во всем мире на сегодняшний день является вспышка коронавируса (коронавирусная пневмония COVID-2019). Вирус был выявлен в конце 2019 г. в Ухане (Китай), и на сегодняшний день ситуация с заболеванием признана чрезвычайной в области общественного здравоохранения.
Опасность болезни кроется в том, что она первоначально протекает бессимптомно (от 2 до 20 дней), а затем приводит человека в тяжелое и опасное для жизни состояние.
И пока весь мир считает, что лекарства от вируса еще не найдено, ученые всего мира бьются в поисках вакцины, русские граждане могут не переживать, ведь у них есть «Арбидол»!
Это не шутка (над такими вещами не шутят), а скорее ирония. Дело в том, что в январе 2020 г. в эфирах известных радиостанций «Ретро ФМ», «На семи холмах», «Авторадио», «Европа Плюс» звучала реклама противовирусного лекарственного препарата «Арбидол».
В рекламе говорилось:
«В мире увеличивается количество заболевших новым коронавирусом, вызывающим опасную пневмонию. Вирус передается от человека к человеку. Риск заражения высок. Исследования доказали: Арбидол активен даже против коронавируса. Арбидол — антивирусное действие широкого спектра для защиты детей и взрослых. Имеются противопоказания, проконсультируйтесь со специалистом».
Такая реклама, из которой следует, что «Арбидол» может вылечить коронавирус, сразу заинтересовала антимонопольную службу на предмет нарушения законодательства о рекламе. Согласно ФЗ «О рекламе» реклама о лекарственных препаратах допускается в пределах показаний, которые содержаться в инструкциях по их применению. В инструкции к «Арбидолу» говорится, что он подавляет вирусы гриппа, ОРВИ, острые кишечные инфекции.
Также закон о рекламе говорит о том, что реклама должна быть достоверной. Недостоверной признается такая реклама, которая содержит ложные сведения о результатах исследований и испытаний лекарственных препаратов (в нашем случае, что «Арбидол» помогает от коронавируса).
ФАС РФ усмотрела в рекламе «Арбидол» нарушения требований ФЗ «О рекламе» и возбудила производство по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе против производителя АО «Отисифарм» (определение от 25.02.2020 по делу № 08/05/24-10/2020).
Вывод из этой истории такой: не стоит наживаться на беде людей. Нарушать законодательство о рекламе тоже не стоит.