Приветствую вас на канале МОДА+ИСКУССТВО!
Как и многие, я обожаю роман Булгакова "Мастер и Маргарита", и иногда задумываюсь, кто из знаменитых женщин начала ХХ века могла бы стать хозяйкой бала у сатаны, если бы Воланд действительно приехал в советскую столицу в 1920–1930 годах?
И, кажется, я нашла идеальную кандидатуру!
Давайте сразу договоримся, что женщина, которую я считаю очень подходящей на роль булгаковской Маргариты, не должна соответствовать всем критериям отбора "по Булгакову". Её не обязательно должны звать Маргарита и в момент проведения бала она может жить и не в Москве (в конце концов, свита Воланда прекрасно ориентируется в шестом измерении и свободно перекидывает Стёп Лиходеевых из центра Москвы в Ялту, так что перенести, к примеру, из Парижа в Москву эмигрантку из Российской Империи, им точно не составило бы никакого труда).
Моя сегодняшняя «Маргарита» (а если статья вам понравится и я пойму это по лайкам и комментариям, я продолжу тему и расскажу вам и о других потенциальных кандидатках на эту миссию) соответствует роли хозяйки бала у сатаны не по имени и месту жительства, а по сути.
Она харизматична, хороша собой, не нуждается в деньгах, ни разу не прикасалась к примусу и готова на всё ради любви. И это — Ирина Александровна Юсупова (в девичестве — Романова).
На дореволюционных фотографиях юная княжна выглядит нежной и очень романтичной, истинной девушкой эпохи модерна, однако это впечатление обманчиво.
Ирина росла среди нескольких братьев и совершенно не походила на большинство своих ровесниц, ей было чуждо поверхностное жеманство и кокетство, она любила читать, думать, рассуждать, оценивать и не скрывала своего мнения и точки зрения под маской женского кокетства.
Ирина была смела в суждениях, прекрасно образована и обладала гибким и нестандартным видением мира, которое позволило ей не только найти общий язык со своим будущим супругом, совсем не рядовым юношей Феликсом Юсуповым (тем самым, которого подозревали в не самых традиционных связях и главным действующим лицом убийства Григория Распутина), но и прожить с ним долгую, достаточно счастливую и полную взаимопонимания, откровенности и уважения жизнь.
Ирина Романова не боялась чужого мнения и пересудов, любила красивые вещи, обладала изумительным вкусом и необычной, притягательной внешностью. На свадьбу с Феликсом она надела драгоценности и кружевную фату Марии-Антуанетты, а нарядиться в вещи королевы, которая лишилась головы под улюлюканье собственного народа, согласитесь, решилась бы далеко не каждая невеста...
В 1920-х годах, покинув Россию после революции, Ирина с Феликсом открыли модный дом ИРФЕ (как можно догадаться, название было "собрано" из начальных букв их имён: Ирина и Феликс), изысканные и очень элегантные вещи которого пользовались хорошим спросом, хотя к их бренду всегда было много внимания не столько из-за того, что они делали хорошую и модную одежду, сколько из-за того, что эту одежду делали именно они — высокопоставленные аристократы с родовым древом, которое дало бы фору многим европейцам.
Вокруг семьи Юсуповых витал флёр таинственности и мрачной тайны. Все знали, что совершил супруг Ирины, но большинство поддерживали его, хотя и не признали бы этого публично. Ирина, конечно, тоже знала, и считала убийство Распутина единственно возможным решением нависшей над российской монархией угрозы.
И это ещё одна причина, по которой Ирина прекрасно бы подошла на роль нагой хозяйки весеннего бала Воланда.
Маргариту Николаевну в романе Булгакова отличала глубокая сердечная верность, причём, не мужу, а любовнику. Ирина тоже была верна супругу Феликсу, безоговорочно приняв его сторону даже в таком страшном деле, как убийство.
Ну и, наконец, Юсуповы любили животных, у них всегда жили собаки, но вы только посмотрите, как гармонично Ирина смотрится с чёрным котом!
Чем не Маргарита с Бегемотом?! Не хватает только стопки чистого спирта и Коровьева.
А на сегодня это всё. Делитесь своим мнением по поводу Ирины/Маргариты, смогла бы она возглавить весенний бал у сатаны, как вы считаете?
И не забудьте поставить лайк статье и подписаться на мой канал МОДА+ИСКУССТВО! Чем больше вы читаете, тем больше хочется писать.
Ваш искусствовед, влюблённый в "Мастера и Маргариту" и Юсуповых, Полина УХАНОВА