Новая жизнь советского наукограда Пущино
Подмосковный город Пущино будто сошел со страниц книг братьев Стругацких. Его строили в 1960–1980-х специально для ученых, в стиле советского модернизма. В нем хорошо чувствуется эстетика советской научной утопии. В последние годы в Пущино появились сообщества, которые хотят сохранить, развить и популяризовать наукоград. Журналистка Мария Погребняк поговорила с активистами из разных сфер о том, что происходит в Пущино и каким образом можно (и нужно) помочь городу.
Анна Митина, архитектор
Анна Митина
Фото: Марина Меркулова
Входная зона Института биохимии и физиологии микроорганизмов РАН
Фото: Марина Меркулова
Входная зона Института биохимии и физиологии микроорганизмов РАН
Фото: Марина Меркулова
С недавнего времени я вожу экскурсии по Пущино. Концепция — один день из жизни рядового научного сотрудника. Мы заглядываем в институты, гуляем по Зеленой зоне (большому парку вдоль берега Оки), заходим в Дом быта и клубы Дома ученых. Моя семья связана с наукой: дедушка, доктор химических наук, был одним из основателей Института белка Российской академии наук. Они вместе с бабушкой 60 лет работали в одной лаборатории и экспериментировали с пептидами.
Я родилась и выросла в Пущино, училась в пущинском экологическом лицее. (Кроме базовых предметов, там преподают дисциплины, связанные с экологией, например, рациональное природопользование. Многие учителя — сотрудники Пущинского научного центра — Примеч. автора) Это здание нестандартной восьмигранной формы с треугольными классами. После я уехала учиться в Московском архитектурном институте. В Пущино просто приезжала гулять, а потом начала исследовать город.
Я узнала про Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах (проводится с 2018 года — Примеч. автора). Города с лучшими проектами получают деньги на благоустройство. В прошлом году Пущино готовил свою заявку, но проект оказался слабым и неактуальным, его даже не стали рассматривать. Мы с сообществом энтузиастов «Точка 190» (это высота, на которой располагается город) предложили администрации разработать другой проект, с серьезной базой на основе исследований, которые архитекторы, дизайнеры, музыканты, режиссеры и другие участники проводили сами для себя в течение прошлого года.
Власти согласились, наш проект будет готов через полгода. Кроме благоустройства, мы собираемся разработать некий конструктор общественных пространств города. Это простые решения для улучшения прогулок — лавочки, подсветка, мощение. Например, у нас есть проект информационных тумб на основе исторических. Так как город модернистский и вся его структура — от мебели в лабораториях до градостроительных решений — представляет собой модульную систему, встроить такой конструктор кажется нам логичной задачей, которая продолжает идею города.
В 1950-х в СССР возник интерес к молекулярной биологии. Понадобился научный центр, где ученые исследовали бы биосинтез белка, проблемы генной инженерии, микробиологию и т.д. В 1956 году Академия наук СССР приняла решение о создании Пущино. Одним из основателей наукограда был академик и тогдашний президент Академии наук Александр Несмеянов — именно он выбрал место для города на берегу Оки, одной из самых высоких точек Московской области.
Еще одна наша идея — проанализировать изначальные функции пространств и сравнить с теми, что сложились сейчас. У нас есть большое красивое поле в центре города. Там должны были построить гигантское здание Дворца ученых, но из-за Олимпиады-80, на которую стянули все деньги и ресурсы, не построили. У города нет четкого центра и связи между нижней и верхней частями города, и мы хотим проложить дорогу через это поле.
Я не думаю, что с помощью проекта мы сможем добиться ремонта всех зданий в Пущино — это тяжело и затратно, нормальной реконструкции не было почти 30 лет. Но мы надеемся привести в порядок хотя бы часть города и предложить новые решения по благоустройству на будущее.
Мы не хотим замыкаться только на фетишизации советского прекрасного. Да, это тоже очень важно. Но город должен развиваться и отвечать всем потребностям горожан. Поэтому в целом мы работаем в логике советских архитекторов: бережем и восстанавливаем то, что есть, но одновременно предлагаем новые форматы, которые впишутся в концепцию города. В этом году мы готовим большую конференцию, посвященную архитектуре и истории наукоградов, заодно сделаем выставку с инсталляциями и видеоартом.
Константин Антипин
исследователь советской архитектуры, редактор телеграм-канала «Архитектурные излишества», сотрудник фонда сохранения исторического наследия «Внимание»
Константин Антипин
Фото: Марина Меркулова
Институт белка РАН
Фото: Марина Меркулова
Пущинская усадьба
Фото: Марина Меркулова
Интерес к советскому модернизму в целом стал зарождаться 10 лет назад. Лично я увлекаюсь архитектурой науки, научными центрами. Из всех наукоградов Пущино — самый развитый в этом отношении. У него линейный и четкий генплан, поделенный на две части: с одной стороны институты, с другой жилье. Ты любуешься этим, как на ВДНХ. Среда в городе живая и человечная. Это выглядит круто, впечатляет и влюбляет в себя.
Сейчас я систематизирую информацию обо всех зданиях в Пущино, исследую архивы архитекторов, в том числе Вячеслава Воронежского (в 1970-х возглавлял Пущинскую проектную мастерскую — Примеч. автора), чтобы потом делать научно-популярные материалы, путеводители по модернистской архитектуре. Я буду рассказывать о Пущино и через обычные СМИ, и через телеграм-канал «Архитектурные излишества» — это мощный медиа-ресурс, который позволяет привлекать внимание к проблемам.
Наукоград уникален не только как цельный модернистский ансамбль, но и как пример планировки. Пущино разделен на зоны-полосы. Их 5: прибрежная, жилая, зеленая (бульвар с деревьями), институтская и хозяйственная. Зеленая зона отделяет институты от жилых домов. Транспорт и пешеходные улицы также разделены. Пущино можно назвать отдельным памятником градостроительного искусства: все здания гармонируют с окружающим пространством и рельефом, интерьеры и внешний вид зданий тоже связаны между собой.
Многие здания в Пущино нуждаются в ремонте. Вместе с фондом «Внимание» мы пытаемся помочь с Пущинской усадьбой. (Она включает в себя здание в стиле классицизма, построенное в конце XVIII века в прибрежной зоне Пущино. Сейчас усадьба в аварийном состоянии, несмотря на статус объекта культурного наследия — Примеч. автора). Прошлой весной там провалилась крыша. Местные активисты и волонтеры периодически устраивают субботники, пытаются привести усадьбу в порядок своими силами.
Наверху нет понимания архитектурной ценности. С модернизмом в принципе большая проблема, его активно уничтожают, в том числе в Москве — например, старые кинотеатры. Если мы не придем к пониманию важности сохранения исторического наследия, мы многое потеряем.
Еще одна беда — современное благоустройство, которое в принципе игнорирует исторический контекст. В Пущино есть старый модернистский фонтан, он много лет не работает. Я опасаюсь, что его перестроят на современный лад и в конечном счете испортят. Я считаю, что надо не контактировать с местными властями, а самим становиться властью.
Георгий Кикнадзе
сооснователь сообщества PUSTYLE
Георгий Кикнадзе
Фото: Марина Меркулова
Зеленая зона
Фото: Марина Меркулова
Блок общего назначения Института биохимии и физиологии микроорганизмов РАН
Фото: Марина Меркулова
PUSTYLE — это сокращенно «Пущино стайл». Мы все местные, дружим со школы, слушаем и играем одну музыку, увлекаемся экстремальными видами спорта, занимаемся граффити. Некоторые из нас переехали в Москву, приезжают сюда на выходные. А кто-то и вовсе вернулся обратно, как я. Я несколько раз в неделю мотаюсь в Москву, у меня свободный график, но живу здесь.
Мы начали активную деятельность 3 года назад. Устраиваем вечеринки, тусовки, концерты, мероприятия для детей и подростков, которые связаны с музыкой или спортом. Нас знают и за пределами Пущино: мы немало времени проводим в Москве, ездим по другим городам. И, конечно, всем всегда рассказываем про наш город. Часто бывает так: привозишь в Пущино друга в гости, а потом он снимает здесь квартиру и переезжает.
В Пущино мы обычно делаем независимые мероприятия на независимых площадках. Потому что сотрудничать с местными властями тяжело и не очень приятно. Например, однажды мы устроили спортивный общегородской праздник для подростков. Прошли через все бюрократические тернии, нашли партнеров, известных спортсменов, артистов, полгорода собрали. В итоге пресса написала, какой крутой праздник сделала администрация города. А в конце маленькая приписка: «PUSTYLE тоже молодцы, музыку включили». После такого остается осадочек и пропадает желание сотрудничать.
От властей хочется понимания, но многие из них — люди из другого мира, они не хотят смотреть вперед, делать что-то, что повлияет на эволюцию нашего города. Тут столько всего можно делать. Было бы круто сделать классный творческий фестиваль, Пущино к этому располагает: раньше тут проходил джазовый фестиваль, до сих пор существует старый всероссийский фестиваль бардовской песни. Можно это все развивать и трансформировать во что-то новое.
С другой стороны, нам не особенно нужны муниципалы, чтобы что-то делать. Банальный пример: в микрорайоне АБ (в Пущино микрорайоны для простоты названы первыми буквами алфавита: АБ, В, Г, Д — Примеч. автора) есть красивые лавочки, они пришли в негодность, мы их раскрасили, все довольны. Плюс у нас сформировалась компания людей, которая нас знает, ходит на наши вечеринки, участвует в нашей деятельности. Мы можем что-то делать самостоятельно — привлекать внимание к Пущино, как-то менять жизнь кругом, объединять людей и делать их счастливее.
Андрей Казанцев
младший научный сотрудник отдела дискретных радиоисточников Пущинской радиоастрономической обсерватории
Андрей Казанцев
Фото: Марина Меркулова
Радиотелескоп с тарелкой Пущинской радиоастрономической обсерватории
Фото: Марина Меркулова
Большая сканирующая антенна Пущинской радиоастрономической обсерватории
Фото: Марина Меркулова
Я из Хакасии, в Пущино попал случайно. Учился на кафедре технической физики, работал лаборантом-исследователем в оптической обсерватории Красноярска, думал, куда дальше. Про Пущино прочел на каком-то форуме. Приехал 8 лет назад и стал работать. Я сейчас исследую радиопульсары — быстро вращающиеся ядра звезд, которые излучают в радиодиапазоне.
Радиоастрономическую обсерваторию в Пущино построили еще до возникновения наукограда. Состояние аппаратуры сейчас отличное: в 2017 году была реконструкция. Правда, работают только два радиотелескопа из трех, один в конце 1990-х разворовали на металл. Но то, что у нас есть, позволяет нам конкурировать с обсерваториями Нидерландов, Китая и Австралии по нескольким научным задачам, мы не сильно отстаем.
Проектированием наукограда занимался Государственный проектный и научно-исследовательский институт (ГИПРОНИИ). На его базе создали специальную мастерскую, которая занималась именно Пущино. Авторы генплана и большинства зданий города — архитекторы Евгений Архипов и Вячеслав Воронежский, которые руководили мастерской в разные годы.
Но если говорить в целом о научной жизни в Пущино — это болото. Большинство ученых сидит в лабораториях, делают то, что никому не интересно, используя оборудование, которое никогда не модернизировалось. Задачи тут решают фундаментальные, но фундаментальная наука государству неинтересна, ее не финансируют в должной мере. Есть те, кто занимается практическими вещами, они выигрывают гранты, работают с зарубежными коллегами, но это единичные случаи.
Одна из главных проблем — почти нет молодых. Если их не будет, научная среда вымрет. И вместе с ней весь город: тут же нет никаких градообразующих предприятий, кроме институтов. Надо создавать благоприятную научную среду: вкладываться в оборудование, в командировки, банально — в жилье. Это колоссальные деньги, которых нет.
Я с своей стороны занимаюсь популяризацией науки. Почти 8 лет веду экскурсии по обсерватории, читаю лекции, провожу дни открытых дверей. Приезжают школьники, туристы из Москвы и Центральной России. Раньше я проводил летнюю астрономическую школу для детей. Меня самого часто приглашают читать лекции в московские школы.
Я чувствую, что в последние годы началось какое-то движение, что я не один: появились все эти ребята, архитекторы, исследователи, активисты, которые продвигают бренд Пущино как наукограда. Я не знаю, изменится ли что-то кардинально, но надеюсь, что о городе хотя бы узнают. Я был во многих малых городах и понял, что Пущино среди них — это настоящий бриллиант, который не хотелось бы потерять.
Илья Куснирович
художественный руководитель творческого объединения Esthetic Joys
Илья Куснирович
Фото: Марина Меркулова
Филиал института биоорганической химии РАН
Фото: Марина Меркулова
Филиал института биоорганической химии РАН
Фото: Марина Меркулова
Интерьер лабораторного корпуса филиала Института биоорганической химии РАН
Фото: Марина Меркулова
Нас часто называют event-агентством, потому что мы занимаемся массой разных проектов: организуем вечеринки, фестивали (в том числе известный в Москве фестиваль современной музыки Bosco Fresh Fest), путешествия, экспедиции. Но мы склонны называть себя творческим объединением, у нас нет прямой бизнес-модели.
На Пущино я наткнулся случайно, когда читал про российские наукограды. Вспомнил, как ездил туда, будучи школьником — нас возили в Пущино на выездную практику. Многих участников Esthetic Joys интересует модернизм, в том числе и в архитектуре. Сначала мы хотели снять документальный фильм про Пущино, а потом все-таки решили устроить массовый выезд — научно-эстетическую экспедицию «Извне». Прошлой осенью мы привезли сюда из Москвы 200 человек на уикенд, чтобы погрузить их в контекст города — и с архитектурной, и с антропологической точки зрения.
В программе были экскурсии по институтам, по обсерватории и другим важным пущинским местам, лекции (например, Дмитрий Быков рассказывал про советскую фантастику на примере книг братьев Стругацких), субботники, воркшопы, концерты и вечеринки. Сложно вывезти в Подмосковье светскую публику и заодно создать какой-то инфоповод, но у нас получилось. О городе начали писать, им стали интересоваться, все это только на пользу.
Мы привлекли к пущинской экспедиции не только бизнес-партнеров (Burger King, например), но и другие независимые объединения — например, ребята из образовательного проекта «Кружок» сделали сайт для Пущино. Мы не заработали на этом проекте, но считаем его одним из самых значимых. Главное — обратить внимание на это место. Одна из наших основных целей, помимо образовательных и развлекательных, формировать у интересных людей точки пересечения. Создавать условия, в которых они могут знакомиться и вместе что-то делать. В Пущино так и произошло: во время нашей экспедиции мы связали вместе много людей, и местных, и московских. И, я уверен, они продолжат вместе как-то развивать Пущино.
Притягательность Пущино не только в советском модернизме. Таких проектов очень мало: когда город создается с нуля для определенной касты людей — для ученых. Это интересный пример социального устройства, который интересно изучать и продвигать.
Мария Погребняк
Источник: «Заповедник» — о России за пределами столиц