Сегодня на экраны страны выходит современное переосмысление классики кинематографа, новый фильм «Человек-Невидимка» режиссёра Ли Уоннелла, который приложил руку к таким лентам как «Пила»(2004), «Астрал 3» (2015) и «Апгрейд»(2018).
Последние три года Сесилия (Элизабет Мосс) находится под невероятным гнетом своего парня - нарцисса-социопата и по совместительству гениального конструктора-миллионера. Доходит аж до спланированного побега из дома и укрытия у родственников, лишь бы не возвращаться к заточению прежней жизни. Но вскоре девушке приходит известие о смерти бойфренда. И казалось бы, что кошмарам конец, однако, с Сесилией начинают происходить пугающие и опасные вещи, которые можно было бы списать на призраков, либо на человека-невидимку.
Изначально студия Universal планировала сделать свою вселенную, наподобие тех франшиз, которыми, например, занимаются Marvel и DC, объединив монстров эпохи расцвета кино и снять ряд соло-лент вперемежку с групповыми. Но с выходом первой же картины («Мумия» 2017) идея с треском провалилась. Своей очереди на экранизацию ждал «Человек-невидимка» и за него взялся Ли Уоннелл, один из немногих киноделов в жанре ужасов, у которого есть собственный узнаваемый стиль и творческое видение.
Первым делом был полностью обновлен взгляд на историю - больше нет сыворотки «прозрачности» и сошедшего с ума ученого, который ее принял. Сняв мрачный футуристичный «Апгрейд» с технологиями в центре картины, Ли делает то же и с новой работой - теперь невидимость является уникальной инженерной конструкцией, а фокус с антагониста смещен на его жертву. И даже больше - вплоть до конца фильма злодей предстает безликим устрашающим существом, за образом которого легче представить пришельца нежели реального человека и подобная игра с фантазией, с неизвестным, завораживает, нагнетает мистики и холодной атмосферы саспенса. Когда же зрителю все-таки показывают Эдриана, так зовут героя, это вызывает противоречивые чувства ведь с одной стороны мы видели его злодеяния и слышали о них в описаниях от персонажей, но с другой, совсем не складывается ассоциации его с тем невидимым существом. От этого в картине нет однозначного настроения счастливого конца, что в целом присуще творчеству Ли Уоннелла.
Лента при своем взрослом рейтинге не пускается во все тяжкие, делая из Невидимки безумного маньяка – напротив, его разборка с главной героиней довольно камерная и первые две трети фильма проходят скорее как психологический триллер, потрясающе описывающий игры разума - паранойю переходящую в шизофрению главной героини для окружающих и муки непонимания у самой Сесилии. Подобная ситуация - клише для фильмов ужасов, как и сцены с шумом, на который персонаж необоснованно медленно входит в комнату, осматривается и вздрагивает от внезапных пугалок. Однако, в руках Уоннелла эти избитые ходы оказываются необходимыми - как еще себя вести если кажется, что в комнате кто-то есть, кого не видно, а доведение до сумасшествия - это жестокий план социопата в маске.
Говоря о последнем, Элизабет Мосс, сгустив в себе весь опыт работ в сериале «Рассказы служанки», выдала убедительную до мелочей актерскую игру, где каждая реакция, взгляд, тик, поза и внешний вид в целом, говорит больше тысячи слов о том, через что ей пришлось пройти за последнее время и как ее травмируют и меняют события настоящего.
В общем в картине хорошо и лаконично раскрывается каждый персонаж - достаточно пары фраз, языка тела или мимики чтобы понять что за человек перед нами. Это касается как центральных героев, так и каждого мало-мальски вхожего в кадр персонажа - в ленте ничего не делается без причины.
О заслугах постановки и работы оператора можно набрать текста на отдельный разбор. Во-первых, метод предвещания - фильм открывает сцена, когда Сесилия следуя своему плану, максимально тихо, как невидимка, сбегает из особняка своего парня (кстати, пробегая по дороге мимо той самой «технологии невидимости», которую не замечает и зритель), а после они меняются ролями. Во-вторых, камера - очень важный инструмент повествования. С обычного рассказа истории, она переключается в режим «от первого лица» то Сесилии, то следящий из-за угла взгляд самого Невидимки, или будто камера сама является персонажем, который как и мы пытается вглядеться в пустоту с мыслью, а нет ли там кого-либо. И отдельное упоминание заслуживает сцена в больнице, снятая в стиле одного дубля - место, где стартует финальная треть фильма, где конфликт выходит на новый уровень, в каком-то роде меняет игру. В ней восхищает работа с визуальными эффектами – после просмотра хочется заглянуть за ширму того, как делалась драка с прозрачным противником.
Конечно, несколько моментов которые вызывают вопросы, самые банальные ответы на которые – так надо, чтобы сработал сюжет, то есть автор не дает хорошего пояснения логике происходящего, но эти места в ленте достаточно незначительны, чтобы не перетягивать на себя внимание.
Так же хочется заметить, что в трейлере были части, которые не вошли в итоговый фильм и кажется это было сделано нарочно. Например, когда героиня Элизабет Мосс принимает душ, на запотевшем стекле появляется отпечаток руки невидимки, что невозможно в связи с тем методом который используется антагонистом для невидимости.
Подытоживая, хочется сказать, что несмотря все достоинства, как и предыдущие работы режиссера новый «Человек-невидимка» звезд с неба не схватит. Это не прорывная лента, претендующая охапку наград, однако, это яркий представитель своего жанра, который на фоне вороха бездумных ремейков, смог грамотно переосмыслить и осовременить идеи свих предшественников.