Я всегда даю своим репетантам, когда мы проходим тему “Деятельность”, нетривиальное упражнение: разложить свои занятия со мной по структуре деятельности. Что у них мотив, что цель, какие средства и т.д. Причем, они должны рассматривать себя как субъекта деятельности. Это задание неизменно всех ребят ставит в тупик.
Сначала все начинают с банального – называют познавательный мотив в качестве основного. То есть они ходят на занятия, чтобы получить знания. Второй по популярности мотив – чтобы сдать ЕГЭ. Но я непоколебимо на все отвечаю, что нет. Что они ошибаются. Знания они могут спокойно получить без меня. Для этого не нужен репетитор, достаточно иметь глаза и уши. Есть учебники. Есть школьные учителя. Есть множество бесплатных сайтов. Есть платные, но значительно более дешевые онлайн курсы. В общем, для того, чтобы получить знания – репетитор не нужен. Достаточно одного желания. А ответ про сдачу ЕГЭ еще менее логичный. Репетитор не будет проверять тест. Он никак не сможет повлиять на итоговую оценку. Так зачем же нужен репетитор?
В действительности большинству репетантов (это не значит, что всем!) репетитор нужен по двум причинам.
1. Удобный график. Это если по простому. В педагогике же это называется индивидуальная траектория обучения. Министерство просвещения и школы рассуждают о необходимости перехода образования на индивидуальные траектории уже много лет, но воз и ныне там. Честно говоря, я не представляю, как совершить такой переход, не меняя радикально всю школьную систему, включая систему оценки и оплаты труда, администрирования учебных заведений и даже программу обучения будущих учителей на педагогических специальностях. А вот репетитор может выстроить работу с репетантом, исходя из его индивидуальных особенностей. Проходить программу с такой скоростью и в таком формате, который наиболее удобен и полезен абитуриенту. И это первая причина, зачем нужен репетитор.
2. Комфорт. Ученик в 11 классе находится в постоянном стрессе. Стресс в школе из-за необходимости получить аттестат. Стресс из-за страха и неизвестности с ЕГЭ. Стресс из-за общественного давления – нужно поступить в вуз. Причем желательно в такой, за который не будет стыдно перед друзьями. Очень часто также присутствует стресс из-за отношений с родителями или учителями. И, по сути, репетитор – это единственный “взрослый” в окружении репетанта, который может помочь ему справиться со стрессом, выслушает, поймет, поддержит, поделится опытом. Это крайне важный момент, который часто недооценивается.
Есть еще одна причина, но она, к сожалению, касается не всех репетиторов.
3. Уникальные компетенции (и личный опыт). Естественно, речь не идет о начинающих репетиторах (студентах!) или о тех, у кого сугубо школьный профессиональный опыт. В качестве примера приведу себя. У меня 13 лет преподавательского стажа в системе высшего образования, и 5 лет предпринимательской деятельности. Естественно, что мои репетанты получают не только тот минимум, который позволит им сдать ЕГЭ, но и значительно больше навыков и умений, которые пригодятся им во студенческой жизни, а кому-то и в профессиональной.