Найти тему

Невозможно без мата рассказать о банкомате

Оглавление
Устройство для выдачи денег в любой момент может оставить вас без таковых
Устройство для выдачи денег в любой момент может оставить вас без таковых

Устройство для выдачи денег в любой момент может оставить вас без таковых

Прошедший Новый год запомнится мне надолго. Не увлекательными путешествиями, желанными подарками или веселым застольем. Всего этого в самый канун долгожданного праздника меня лишил одним махом банкомат в соседнем доме. 31 декабря он просто списал с моей карты всю месячную зарплату вместе с премией, а самих денег так не выдал.

Вам сюрприз! Ну очень неприятный...

Как говорится, не дай бог никому. Падал снег, по охваченному предпраздничной суетой городу бежали за покупками озабоченные люди. А с моим пустым кошельком торопиться было уже некуда. Да и настроение, еще с утра вполне себе бодренькое, сменилось жутким унынием: почему это случилось именно со мной да еще накануне такого чудесного праздника? Уже потом, успокоившись и пробежавшись по интернету, поняла, что в своем несчастье я была не одинока, что подобные неприятные сюрпризы от банкоматов — явление довольно распространенное.

Впрочем, все по порядку. За деньгами, которые поступили на карту накануне вечером, я отправилась в последний день прошлого года с утра. В ближайшем отделении банка, в котором получаю зарплату, еще в конце ноября демонтировали единственный на всю Черниковку родной банкомат. Так что обналичить нужную сумму можно было либо в том же отделении, но через кассу, либо в банкомате партнерского банка. В отделении банка могла быть очередь — все-таки 31 декабря, рассудила я. И отправилась к расположенному поблизости неродному, но выдающему наличку без комиссии банкомату, которым пользовалась миллион раз. Заказала нужную сумму и стала ждать денег. Банкомат вроде начал считать их, потом словно поперхнулся, вернул карту и как-то странно затих. Окошко для выдачи денег тем не менее засветилось, но купюры в нем так и не появились, сколько ни ждала. Почувствовав неладное, вытащила из сумки телефон, в котором, о ужас, красовалось sms-сообщение о списании со счета всей запрошенной суммы. Банкомат, тем временем, мое обслуживание закончил и вернулся к стартовой странице с рекламой.

Признаюсь честно, ошарашена я была настолько, что вообще ничего не соображала. Вдруг вспомнила, что деньги иногда зависают. Если мошенники проделывают какие-то манипуляции с банкоматом, он выдает их не сразу, а через какое-то время, когда клиенты уже уходят, забрав карту. На моем счету оставалась еще пара-тройка тысяч, и я сделала повторную попытку, запросив тысячу рублей. Банкомат подумал, вернул мне карту и сообщил: «Извините, я технически неисправен». Тут я и вовсе растерялась. Что делать?

О том, что можно позвонить на горячую линию банка по телефону, указанному на карте, забыла напрочь. Рванула в офис того банка, чей банкомат бессовестно оставил меня без денег — благо находился он в пяти минутах ходьбы. Там разговор был коротким: «Мы за работу банкоматов не отвечаем, тем более что счет у вас открыт в другом банке — туда и жалуйтесь!».

Пришлось бежать куда послали. В то самое черниковское отделение, от посещения которого я отказалась, боясь предновогодней очереди. Теперь же неслась быстрее ветра. По дороге на телефон пришло еще одно сообщение от банка о том, что выдача запрошенной суммы отклонена. Тем не менее на счет она не вернулась. Почему? Этот вопрос я задала теперь уже в родном банке, куда меня и моих коллег пару лет назад дружно перевели на зарплатное обслуживание. И много чего хорошего обещали тогда нам, своим клиентам. Выслушав тираду о непонятно куда исчезнувших деньгах, и немалых, девушка-операционистка как отрезала: «Разбирайтесь со своей проблемой с теми, чей банкомат». Поняв, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, я заняла оборону. Заявила, что «это безобразие, что счет у меня открыт в вашем банке, что не уйду отсюда, пока с моей ситуацией не разберутся». Девушка убежала куда-то на пару минут и вернулась уже с другим настроем. Выдала мне форму для заявления, в которой я изложила суть своей проблемы, указала размер пропавшей со счета суммы, адрес банкомата и некоторые другие подробности.

— Отправим вашу претензию в Москву и будем ждать ответа, — оптимистично резюмировала сотрудница. — До конца дня я вам позвоню и сообщу о результате.

Я на всякий случай уточнила, до которого часа будет работать банк. Оказалось, до восьми вечера. Ровно до этого времени я ни на секунду не расставалась с телефоном, с надеждой принимала каждый новый вызов. Надо ли говорить, что ни 31 декабря, ни во все последующие дни новогодних каникул (а в некоторые из них банк все-таки работал) мне так никто и не позвонил. Празднование Нового года, как и все каникулы, пришлось срочно переформатировать в бюджетный вариант. А вместо наслаждения долгожданным отдыхом гадать: удастся ли вообще вернуть списанные со счета деньги? Ведь банковские сотрудники однозначного ответа на этот вопрос так и не дали.

Спокойствие и терпение

Всем, кто попадет в похожую ситуацию, могу дать два верных совета. Прежде всего надо успокоиться — рано или поздно деньги к вам вернутся, даже если в худшем случае для этого придется обращаться в правоохранительные органы. А еще — набраться терпения, поскольку процесс, увы, будет небыстрым.

После каникул, когда вся страна наконец-то приступила к работе, я первым делом позвонила в отделение банка, где писала претензию. Там ответили, что пока новостей нет. Не появились они и в течение следующих двух недель. А вот эсэмэски от банка поступали регулярно, всякий раз давая надежду хоть на какой-то исход. Ан нет: сообщения предлагали льготные кредиты или выгодные кредитки, что в заданных условиях выглядело просто как издевательство. В один из дней со мной все-таки связалась операционистка, с которой мы писали претензию в Москву. Поскольку оттуда ей никто так и не ответил, а даже, наоборот, отчитали, чтобы не приставала так часто, она решила узнать у меня, нет ли каких новостей.

— Вам уже вернули деньги? — с надеждой спросила девушка.

Вынуждена была разочаровать ее отрицательным ответом. А для себя решить: ситуацию во второй раз надо брать в свои руки. Если банк не торопится, значит, надо обратиться в органы, которые заставят его поторопиться, рассудила я.
Выяснилось, что надзорным органом за моим банком в Москве является Центральный банк России, а филиал в Уфе контролирует Нацбанк республики. Поскольку от второго, судя по развитию ситуации, мало что зависело, обратилась сразу наверх — в Центробанк. Нашла на его сайте электронную форму для обращения, заполнила и отправила. Примерно через час на мою электронную почту пришло сообщение: «Ваше обращение принято в работу». Появилась хоть какая-то надежда. А тут еще коллеги обратили мое внимание на информационный стенд банка, который его сотрудники установили на этаже после очередного визита в редакцию. Среди прочего здесь был указан телефон «вашего персонального менеджера». Позвонила, ответила девушка, разъяснившая, что она — менеджер по кредитам, но может соединить меня с зарплатным отделом.

Это было попадание прямо в цель. Наконец-то я нашла человека, который обратил внимание на меня и мою проблему. Начальник отдела Татьяна Маркечко (моя искренняя ей благодарность!) первым делом успокоила, а затем попросила дать ей немного времени, чтобы связаться с Москвой и уточнить информацию по моей претензии. Вечером того же дня она перезвонила и сообщила, что деньги вернутся на счет. Но не раньше 14 февраля, до полного завершения процесса опротестования операции — так это у них называется. Через пару часов перезвонили из банка ровно с той же информацией.

На самом деле деньги я получила даже раньше: 12 февраля мне сообщили, что они появились на моем счете два дня назад. А sms-банкинг не известил о пополнении потому, что средства напрямую перечислил тот банк, банкомат которого я теперь обхожу стороной.

Механизмам свойственно ошибаться

Татьяна Маркечко, кстати, подробно объяснила, как нужно действовать, если деньги либо вообще не выдаются банкоматом, либо списываются многократно при оплате картой, да и в других проблемных ситуациях.

— Такое происходит очень ­часто, — призналась она. — И со мной было нечто подобное, когда с моей карты дважды списали плату за поездку в такси. Тут главное — не переживать, а действовать. У разных банков разные регламенты. Одни сами начинают разбираться в ситуации, даже если проблема у их клиентов возникла при пользовании чужим банкоматом, другие отправляют пострадавших в ту кредитную организацию, которой он принадлежит. Поэтому вернее всего сразу же обратиться в свой банк — тот, где открыт счет. Там либо сразу примут ваше заявление, либо отправят по нужному адресу. К сожалению, процедура разбирательств небыстрая, во всех банках она стандартно длится в течение месяца. Так что придется подождать. Если вы действительно не получали деньги (поверьте, бывают ситуации, когда клиенты все же пытаются ввести нас в заблуждение), они к вам вернутся однозначно. Другое дело, если банкомат пытался их выдать, но человек по той или иной причине не заметил купюры в платежном устройстве и ушел ни с чем.

В таких случаях к работе подключается служба безопасности банка, которая выясняет, кто именно получил наличные. Человека устанавливают и предлагают вернуть деньги добровольно. В случае отказа начинают работать правоохранительные органы, заводится дело о хищении средств с банковской карты.

Важно

- Старайтесь, насколько это возможно, снимать деньги в родных банкоматах, по крайней мере, выбирайте те, которые установлены не на улице, а в отделениях банков.
- Если банкомат списал, но не выдал деньги, не уходите от него сразу же, подождите какое-то время, чтобы транзакция завершилась полностью, а еще лучше — закажите новую операцию, чтобы ваши деньги точно не достались кому-нибудь другому.
- В случае проблемы сразу же обращайтесь в банк, где у вас открыт счет. Попросите в банке заверенную печатью кредитной организации копию претензии с датой обращения, а также сохраните на период разбирательств иные документы, касающиеся проблемной ситуации, включая sms-сообщения о банковских операциях. Они могут понадобиться, если придется обращаться за помощью в полицию.

Автор: Тамара ПЕРЕСЫПКИНА

«Республика Башкортостан» №27 | 06.03.20