Найти тему
Оксана Алисова

5 фраз, которые убивают самостоятельность ребенка на корню

«Вырастешь, все узнаешь»

Это фраза красноречиво говорит ребенку: «Ты тупой!»

Можно на простом для ребенка языке объясните, что происходит. Если у вас сейчас нет времени или вы затрудняетесь как ему что-то объяснить, то возьмите себе тайм-аут: «Я объясню тебе через час, мне сейчас необходимо …». В некоторых ситуациях можно поискать ответ вместе в энциклопедиях, интернете. Это будет увлекательно!

«Давай помогу» или сразу, без этой фразы начать помогать, т.е. делать за ребенка.

Я не призываю отказывать ребенку в помощи, когда он нуждается. Помочь — это значит оказать содействие в чем-то, т.е. инициатива и основные действия делает сам человек, а вы оказываете содействие! Мы часто опережаем ребенка. Он еще не попросил нас, он еще не столкнулся с трудностью, а мы уже тут как тут.

Давайте дадим ребенку возможность научиться самому определять: он сам справится или ему нужна помощь. Давайте не будем способствовать развитию выученной беспомощности, т.е. когда ребенок еще только начал что-то делать, а уже просит помощи.

«Не трогай, отойди, а то…. уронишь/сломаешь/разобьёшь»

Если вещь действительно очень ценная, то просто возьмите ее и уберите в другое место (там где ребенок ее недостанет и она не будет его провоцировать). Или в такой ситуации можно сделать следующее: быстро и молча подойти к ребенку, который уже взял вашу вазу и попросить ее передать вам. А еще можно сказать: «будь с этим осторожнее, держи крепче, ровне и т.д». Этой фразой вы обучаете ребенка как с данным предметом обходиться.

Если ребенок, будет постоянно слышать подобные фразы, то через некоторое время он начнет сомневаться в себе и станет скованным и неуверенным.

«Не страшно»

У ребенка сломалась машинка, рука у куклы оторвалась, или он расстроился из-за того, что робот на рисунке кривой вышел или ….

Для нас взрослых это действительно не страшно, ведь у нас есть свои страшилки, например: премию урежут, у ребенка температура под 40 градусов поднялась и т.д.

Чаще всего мы так хотим утешить ребенка, но это действует по-другому. Этой фразой мы обесцениваем чувства ребенка, что его ситуация для нас не имеет важности. Такой фразой можно привить ребенку черствость. Представьте! У вас сильно болит голова, вы обращаетесь к сыну или дочери, что бы он убавил звук на компе. Вам в ответ: «ничего страшного!»

Дайте ситуации свое внимание: если сломалась машина или не получается что-то, скажите: «давай посмотрит, что можно сделать» или «угу, надо вызвать эвакуатор для машины» и далее обыграть эту ситуацию. Или ребенок пролил воду (рисовал красками) на свой рисунок, то мы просто даем салфетку ему, берем сами салфетку и вместе промакиваем рисунок и стол.

«Конь плохой, ударил тебя» и тому подобные фразы.

Ситуация: длинный просторный коридор, где-то по середине стоит конь - качалка. Я захожу в дверь и ко мне с радостью бежит Соня (2,2г). Но вот незадача, конь оказался на ее пути! Врезается Соня в него, падает, встает, начинает плакать, но продолжает бежать! В этот момент няня: «Не плачь Соня, конь плохой, ударил тебя». Соня тут же останавливается, берет ложку для обуви и давай коня бить. Няня: «Соня, зачем ты его бьёшь? Ведь ему больно!»

Ответственность с ребенка сняла няня и сделала виноватым коня. Так и развивается у ребенка внешнеобвиняющая позиция. А потом учитель плохой, друг жадный, муж/жена не такие.

Как можно было поступить. Для начала не торопиться что-либо говорить. Соня хоть и заплакала, но справилась с ситуацией: продолжила бежать. Если бы она продолжила плакать, то просто присесть к ней и пожалеть молча, приобнять. Разобрать ситуацию так: «ты обрадовалась, что бабушка пришла, побежала и наткнулась на коня. Понимаю тебя, больно было. Давай его в сторону уберем». Убираем коня вместе. Важно! Соня взаимодействует с ним по-дружески. Теперь она не воспринимает его как зло или помеху.

«Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить» В.А. Сухомлинский

Выбирайте, что будете делать вы.

Спокойствие и взаимопонимание между родителями и детьми любого возраста в каждой семье возможно!

В течении 20 лет, именно, этого я помогаю достигнуть родителям и детям. У вас остались вопросы как это сделать в своей семье?

Оставьте контакт администратору моего центра «Подсолнух» по телефону 8-863-333-22-47 или адресу: info@sunnydon.ru