Если в прошлую поездку мы добрались до Семибашенной крепости (или Едикуле, Edikule Hisarı), то в этот раз поехали в другую сторону и навестили Румельскую крепость (Rumeli Hisarı). Построена она была давно (1452 г.) в самом узком месте пролива Босфор и, поэтому, уже много веков имеет меткое и точное поэтичное прозвище «Перерезанное горло».
Султану Мехмеду Фатиху надо было прекратить судоходство по проливу с целью прекращения подвоза разнообразной еды и прочего удушения византийского Константинополя. «Хитрый план» сработал на сто процентов, Византия ушла в небытие меньше чем через год.
Вид с набережной. Крепость невелика и как бы карабкается по склону.
Совсем близко мост Султана Фатиха (или просто «Второй Босфорский»). Высота пролета — 64 метра.
Фарватер петляет. Суда вынуждены идти по достаточно неординарным кривым.
Как и всегда, суда идут бесконечным потоком. Это вот балкер Luxury SW (флаг Панамы). Благодаря всяким сайтам можно узнать, что в данный момент он стоит на рейде Зонгулдака (турецкий порт на Черном море).
Почему-то именно здесь отираются целые стаи бакланов.
Деревянных домов запущенного вида по всему Стамбулу полно, кстати.
Главный вход и башня Халил Паша (одна из трех самых крупных).
Стоит сказать, что туристов тут так же мало, как и в Едикуле (ибо обе крепости находятся не в центре). Вход стоит 10 лир и кроме немногочисленных сотрудников местной национальности и немногочисленных же русских туристов нам в крепости никто не встретился. Ах, да - была одна итальянка.
В пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века было еще проще:
«Оттуда мы пешком шли до крепости Румелихисары, построенной в самом узком месте Босфора. Нас с братом очень занимали пушки времен Мехмеда II, поставленные у крепостной стены для красоты; в их огромных стволах, в которых по ночам спали пьяницы и бездомные, валялись осколки стекла, грязные тряпки, жестянки и окурки, глядя на которые мы понимали, что великое историческое наследство Стамбула и Босфора для большинства ныне здесь живущих — нечто темное, загадочное и непонятное».
Орхан Памук «Стамбул. Город воспоминаний»
Краткая история сего места при входе.
Эта самая башня изнутри.
Территория чиста, но выглядит живописно заброшенной. А вот эта башня наверху — вторая из крупных — Саруджа Паша (все они названы, кстати, в честь больших султанских чиновников, руководителей строительства крепости).
На стены нас не пустили.
Грузовое судно Symphony (флаг — Либерия). В данный момент у Гибралтара.
Дома на противоположном берегу Босфора. Совсем близко, тут 800 метров всего.
На территории интересного мало, разве что амфитеатр и остатки минарета. И то подновляют.
А вот с растительностью хорошо. И яблони какие-то и местные южные сосны с длинными иголками и офигенными шишками.
Две шишки приехали с нами в Москву. Такое сокровище бросать нельзя.
Какая-то одинокая мусульманская могила (подумал я). А это на самом деле колодец.
Во всю длину заснять мост Султана Фатиха непросто, но я попробовал.
Балкер Gant Vision (флаг — Мальта). В данный момент в Одессе. Уж не южноафриканский ли уголь везут?
Разница в высотах очень велика, обратите внимание, насколько внизу осталась башня Халил Паша, а ведь я стою даже не на стене или башне, а всего лишь у подножья башни Заганос Паша.
Самолеты в этой поездке меня просто преследовали — в тот день посадочный курс в аэропорт им. Ататюрка пролегал тут.
Помимо прочего в крепости еще и собрана масса древних пушек.
Я в этом ничего не понимаю, но коллекция неплоха.
Каменные ядра приложены для антуражу.
Лавка, принадлежащая району Сарыер. В других районах и надпись вырезана другая.
Красиво тут.
Такая обыкновенная средневековая красота.
С крепостью на этом мы заканчиваем и немного прогуляемся по набережной.
Паром на другой берег компании Tyryol. Это городской транспорт, но народу на борту что-то маловато.
Буксир береговой безопасности (Kiyi Emniyety, Coastal Safety) под №6 ощетинился огнетушителями, как дикобраз иглами.
Обратите внимание на бурун сзади. Несмотря на то, что выглядит коротышкой, он способен двигать целые плавающие горы.
И тут появляется ОН — танкер Jag Lok (флаг — Индия). Очень большой. Перевозка сырой нефти.
Как он пролезает в такой маленький проливчик Босфорчик — ума не приложу.
Свободные от вахты фотографируются. И я прекрасно их понимаю, Стамбул прекрасен.
Сейчас судно стоит на рейде порта Новороссийск и, видимо, ожидает очереди на погрузку «черного золота».
Вот такое место.