На этой неделе был у меня в гостях на эфире "Итогов дня" главный редактор издательства "Астрель СПб" Александр Прокопович.
Обсуждали, в частности, фейковую историю про то, как олигарх Абрамович немецкие долги Достоевского погасил. Очень многие российские СМИ про нее написали и рассказали, хотя ни слова правды в ней нет. Если вкратце: приехал Абрамович в Висбаден, увидел на казино табличку с указанием долга Достоевского, вытащил из кармана 240 тыщ евро и попросил позорную табличку снять. Ее и сняли. На самом деле, ни таблички, ни долгов, ни широкого жеста Абрамовича не было. Написали про это на одном македонском сайте, а наши почему-то фантазии братушек подхватили.
Поговорили, конечно, про фактчекинг (давно никто ничего не перепроверяет, а читатели ориентируются исключительно на заголовки), но самое главное - затронули литературу. Какой она должна быть? Как заявил Прокопович, если книга вызывает эмоции - это и есть литература, это показатель ее состоятельности, так сказать. Я бы, может, и не стал так широко определять, но доля правды тут есть.
К чему это долгое вступление? Просто думал, что же для меня важно в книге. Прокопович подсказал: эмоции. Без внутреннего отзыва на переживания героев никуда, но я бы к этому добавил еще и узнаваемость ситуации, и понятность логики повествования. Для меня - есть они в совокупности, есть книга, нет - есть только быстрочтение, не оставляющее в памяти ничего, кроме сюжетных ходов.