Формально, самым богатым вице-губернатором Краснодарского края является Анна Минькова, по крайней мере, по итогам 2018 года. Сейчас рисуются новые декларации о доходах. Но у героя нашей публикации, сведения о доходах, наверняка, будут скромными: в прошлом году Анатолий Вороновский показал всего 6,7 миллионов у себя и 200 тысяч у жены, скромный «Лексус» и моторная лодка. Вся недвижимость «в пользовании», у супруги: один домик и участок.
Но на самом деле, Вороновский, - в лидерах по коррупции среди вице-губернаторов Кубани. Он курирует самые «жирные» сферы – ЖКХ, транспорт, тарифы и энергетику. Но самая главная сфера его деятельности — это дорожное строительство: единственная статья расходов краевого бюджета, которая ежегодно увеличивается. В отличии, например, от образования или медицины. Так, в 2019 году дорожный фонд Краснодарского края составил 28 миллиардов рублей, а в 2020 – уже 37 миллиардов рублей. За пять лет он увеличился втрое.
Воровал речки, до того, как это стало мейнстримом
Кадровый военный Анатолий Вороновский открыл в себе талант чиновника в 2004 году. Он отучился в Северо-Кавказской академии госслужбы и устроился в администрацию Усть-Лабинска. Уже через два года он пошел на повышение — стал главой Староминского района. Там он проработал еще год, а затем вернулся в родной Усть-Лабинский район. Там он был главой несколько лет — и оставил в районе о себе незабываемую память.
Например, Вороновский украл речку, когда это еще не было мейнстримом. В Усть-Лабинском районе находится исток реки Кирпили. Когда-то она была судоходная, а сейчас — большей частью заболочена. Все дело в том, что недалеко от истока любимый сын Анатолия Вороновского построил тепличный комплекс. На полив высаженного урожая уходит огромное количество воды. Если несколько лет назад на ютубе можно было найти немало видео про рыбалку на Кирпили, то сейчас — лишь сюжеты о пересыхании речки.
Мелиоратор-миллиардер
Интересно, что один из главных соратников, друзей и подельников Вороновского — Евгений Никогда по профессии мелиоратор. Познакомил их заместитель и «тень» Вороновского - Андрей Московченко. Но их дружба, основанная на бюджетном воровстве, позволила простому мелиоратору стать директором компаний с миллиардными оборотами.
В 2014 году, «Кубаньмелиоводхоз», в котором главным инженером трудился Никогда, создает отдельное ООО «Водник». Компания, зарегистрированная в Горячем ключе начинает активную деятельность в Усть-Лабинском районе. Который возглавляет Анатолий Вороновский. Из бюджета района компания «Водник» получает 52 миллиона рублей на выполнение работ по укреплению берегов и дна водоемов. Это та сфера деятельности, в которой невозможно проверить выполнены работы или нет. Всего «Водник», по документам, выполнил 11 госконтрактов на 83,3 миллиона. Жители Усть-Лабинска считают, что работы просто не выполнялись.
Министр-рейдер
В 2015 году глава Усть-Лабинского района становится руководителем департамента транспорта края, а в следующем — уже министром транспорта и автомобильных дорог. Тогда проявился талант Вороновского как рейдера. Начали с родного Усть-Лабинского района. С 1945 года там работает «Усть-Лабинское дорожно-ремонтно-строительное управление». Основная сфера деятельности — ремонт и строительство дорог. До назначения Вороновского, предприятие спокойно работало и никого не трогало. Минтранс давал деньги, ДРСУ ремонтировало дороги. Анатолий Вороновский в 2016 году вышел к руководству предприятия с простым предложением — купить ДРСУ. Но по цене не договорились.
Тогда Вороновский применил стандартную схему рейдерского захвата с применением админресурса. Все контракты на ремонт дорог в Усть-Лабинском и соседних районах стали отдавать другим подрядчикам. ДРСУ под надуманными причинами не допускались до конкурсов. В 2016 году выручка компании составила 217 миллионов рублей, а в 2017 — всего 65. Чистая прибыль в 2016 году была на уровне 1 миллиона, а в 2017 году предприятие получило целых 37 миллионов рублей убытка. Купить убыточное предприятие стало легче. Половину акций Усть-Лабинского ДРСУ получил уже известный нам мелиоратор Евгений Никогда. И в 2018 году Усть-Лабинское дорожное предприятие снова стало процветать, получило заказов на полтора миллиарда, принося прибыль уже новому фактическому владельцу — Вороновскому.
Такая же схема применилась и в ООО «Краснодаравтодорпроект», где Евгений Никогда стал единственным учредителем.
Украсть на перевесе
Самой известной коррупционной схемой Вороновского является история с Усть-Лабинскими автоматизированными пунктами весо-габаритного контроля (АПВГК). До прихода Вороновского на пост министра транспорта, спроектировать такой пункт можно было за 3-4 миллиона рублей. Вот примеры реализованных госзакупок: 3,2 млн рублей, 3,6 млн , 4 млн.
Уже в 2017 году проектирование АПВГК на Кубани стоит около 6 миллионов рублей и даже дороже. При этом в остальной России проект укладывается в те же 3-4 миллиона. Пример из Калужской области — 3 миллиона рублей. Ничем, кроме коррупции, объяснить резкое подорожание пунктов контроля невозможно. Подрядчик один и тот же, да и проект — типовой. Эксклюзивным проектировщиком была компания «ДорМеталлПроект», которая через третьих лиц также принадлежит Вороновскому.
Абсолютно такая же история и со строительством АПВГК. До назначения усть-лабинского главного транспортника, работы стоили около 30 миллионов рублей. В 2017 году Вороновский отдает на строительство сооружения в Усть-Лабинском районе почти 35 миллионов рублей. В Вологодской области и Алтайском крае в это же время строительство АПВГК обходится всего в 29 миллионов.
Но и такого удорожания Вороновскому стало мало. В 2018 году пост весового контроля стоит уже от 49 до 57,6 миллионов рублей. При этом в других регионах цены оставались на уровне 2016-2017 года. Примеры: Бурятия — 41 млн, Ленинградская область — 29 миллионов.
Строила эти пункты компания «ДорМеталл». У нее тот же учредитель, что и у «ДорМеталлПроект» — Геннадий Семенов. А значит общий у двух фирм и бенефициар — Анатолий Вороновский. Если посмотреть на объемы контрактов, которые заключили обе компании Семенова-Вороновского с минтрансом Вороновского, то получится почти два миллиарда рублей.
Компания «ДорМеталлПроект» вспомнила и применила успешный опыт Вороновского-Никогда в укреплении берегов, которое не помнят местные жители. В 2017 году она спроектировала три поста весогабаритного контроля за 5-6 миллионов рублей, однако, построен был только один. Остальные два министр Вороновский, видимо, решил не строить.
Последние «подвиги» Вороновского не так давно разоблачил известный журналист Глеб Пьяных. В своем видеорасследовании он утверждает, что кубанские чиновники выделили на ремонт дороги в 330 раз больше денег, чем надо было. Выяснить это помогла база данных «ДорГИС», которая агрегирует данные лазерного сканирования состояния дороги.
По словам Пьяных, в 2019 году краевое правительство использовало технологию для сканирования трассы между станицами «Выселки» и «Кирпильская». После сканирования, правительство опубликовало результаты в открытом источнике (на сайте krd2019.public.dorgis.ru). Оборудование обнаружило на дороге 115 квадратных метров повреждённого полотна. При этом была объявлена закупка на проведение капитального ремонта 37 тысяч квадратных метров, что превышает показатель в 330 раз. Согласно госконтракту, ремонт обошёлся в 162 миллиона рублей. После выхода расследования сайт «ДорГИС» некоторое время не работал, а после этого закрыл гостевой доступ.
Пьяных призвал СК проверит деятельность по ремонту дорог на Кубани. Он считает, что в превышении сметы и выполнении некачественного ремонта виноваты заместитель губернатора Кубани Анатолий Вороновский и владелец «Усть-Лабинского ДРСУ» (ремонтировало вышеупомянутую дорогу) Евгений Никогда.
Почему вся Россия мечтает о кубанских дорожных контрактах
Продолжает Вороновский зарабатывать и на дорожной инфраструктуре. Например, на освещение. С этого года до 2024 светлее станет на 200 километрах дорог Кубани — по 50 километров в год. Потратят на это миллиард рублей. Проведенный анализ показал, что освещение на кубанских дорогах готовы ставить не только компании из Краснодарского края, но и организации из других городов, включая компании из Ростова-на-Дону, Ахтубы (Волгоградская область), Екатеринбурга, Москвы, Нижнего Новгорода и Вологды. Согласно нашему анализу 75 контрактов, иногородние подрядчики почти всегда дают скидку в 20-46% от начальной максимальной цены контракта. Если подрядчик из Краснодарского края, то скилка оставляет символические 0,5-1%.
Кроме того, цены на проектирование и строительство сетей освещения на Кубани существенно выше, чем в других регионах. Анализ 64 государственных контрактов в других регионах России показал, что проект освещения одного километра дорог, в среднем, стоит 463 тысячи рублей. Самый дорогой результат — в Ставропольском крае, 663 тысячи за километр — на федеральной трассе А-167. На Кубани же, на самой заштатной дорожке за проектирование километра освещения отдают минимум миллион. Например, на небольшой трассе между станицами Новопашковская и Кугоейская — все три миллиона. Проект делала уже известная нам компания «ДорМеталлпроект».
В среднем, за проектирование километра освещения кубанский бюджет тратит 1,7 миллиона рублей — почти в четыре раза больше, чем в других регионах.
Но даже это еще не все. С 2020-го по 2024-й, Анатолий Вороновский будет осваивать на освещении 250 миллионов рублей ежегодно, при средней стоимости строительства километра в 5 миллионов рублей. При том, что в других регионах средняя цена строительства - 3 миллиона рублей.
Фонд имени Вороновского
Все 50 дорожно-строительных и ремонтных компаний входят в союз дорожников Краснодарского края, который постоянно финансирует фонд содействия строительству объектов социально-культурного значения «Моя Кубань».
Его директора зовут Андрей Московченко, и он давний друг Вороновского, трудился с ним в администрации Усть-Лабинского и Староминского районов, был советником, после переезда нашего героя в Краснодар, вслед за ним устроился в минтранс. Московченко как тень следует за Вороновским. А еще у Андрея есть сестра, мужем которой является наш старый знакомый Евгений Никогда.
Таким образом мы видим, что все дорожники Кубани скидываются в фонд, абсолютно подконтрольный Анатолию Вороновскому. В числе детищ фонда «Моя Кубань» называют мультимедийный парк «Россия — моя история». В кубанских СМИ утверждается, что все финансирование строительства комплекса легло на фонд Вороновского. Но это не так — в числе спонсоров сети таких парков - «Газпром» и «Норникель», часть расходов легла и на региональные бюджеты. Спонсорство от местных фондов также приветствовалось, но оно составляло минимальную долю от общих расходов.
Резюме
Анатолий Вороновский является фактическим владельцем двух крупных компаний, регулярно побеждающих в тендерах на ремонт и строительство дорог и инфраструктуры. Еще две компании связаны с ним через подставных лиц. Контракты достаются этим компаниями по начальной максимальной стоимости, почти без снижения стартовой цены. При этом цена выше, чем в среднем по России.
Вице-губернатор Вороновский объединил денежные потоки всех дорожников края под эгидой «Союза дорожников Кубани». Организация аккумулирует «членские взносы» более чем 50 компаний края. При этом декларируется, что собранные денежные средства направляются на финансирование социальных проектов. Но идут они, в основном, в бюджет скромного вице-губернатора.