Появилось много «экспертных» заключений людей, далёких не только от авиации и ПВО, но и от техники вообще, по поводу обстрела турецкого F-16 над Идлибом.
Особенно раздражает болтовня о том, что F-16C такой крутой самолёт, что С-200 он «не по зубам». Вот что пишет один из таких экспертов Алексей Подберезкин – директор центра военно-политических исследований МГИМО.
Цитирую по публикации информационного агентства RNS https://rns.online/opinions/Pochemu-Siriya-ne-smogla-sbit-turetskii-F-16-2020-03-05/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
«Сирия не смогла сбить истребитель F-16 ВВС Турции при помощи ЗРК С-200, потому что это достаточно старая система, которая фактически принадлежит к другой эпохе. Она предназначалась для уничтожения самолетов третьего и четвертого поколений, а если говорить о поколении 4+, то это уже будет сложно.»
А как обстоит всё на самом-то деле?
Пока нет данных об обстоятельствах этого противовоздушного боя – ни материалов объективного контроля, ни, схем или географической привязки маршрута F-16, данных о высоте и скорости. Тем не менее предположение о том, почему ему удалось унести ноги, пардон крылья, можно сделать достаточно обоснованно. Скажете - парадокс? Скажете - написано в соавторстве с Альцгеймером?
Ни того, ни другого. Сухой тактико-технический анализ, без эмоций.
ЗРК С-200. Это действительно очень старая система. Не поспоришь. Принят на вооружение в СССР ещё в 1967 году. Ясно, что в Сирии комплексы помоложе, поставлены в начале 1980-х годов. Думаю, что несмотря на развал у нас в годы разгула демократии, они своевременно проходили ремонты. Думаю, что и ЗиПами (ЗиП – запасные части, инструменты и принадлежности, основа ремонта в войсках) снабжались неплохо и сейчас наверняка ими обеспечены. В 1995 году в России началось снятие этих ЗРК с вооружения, но на базах хранения ещё оставалось ЗиПов разного уровня немало. На три таких войны точно хватит. Комплекс ламповый, а радиолампы хранятся очень долго. Нельзя сказать, что ЗРК в идеальном состоянии, техника ПВО у сирийцев, как впрочем и вся остальная, имеет огромную наработку, расчёты «не выходят из кабин». Вопрос надёжности и живучести нашего оружия в таких условиях ещё ждёт своих исследователей. Тем не менее комплексы находятся в боеготовом состоянии.
F-16С. Как завораживают непосвящённых слова – «5-е поколение», «поколение 4+»! А дедушка С-200 чихал на эту ерунду. Что изменилось в авиации с момента принятия С-200 на вооружение, с переходом от поколения к поколению?
F-16С турецких ВВС
ЭПР? Да. Для стелс-самолётов она сильно уменьшилась. Но F-16 не стелс-самолёт. Его ЭПР достаточна для того, чтобы радиолокатор подсвета цели комплекса (РПЦ) и головка самонаведения ракеты (ГСН ЗУР) видели такую цель на максимально необходимой для стрельбы над Идлибом дальности.
Маневренность – да, появилась сверхманевренность, но это не про F-16, он не сверхманевренный. А обычные маневры зависят в первую очередь от возможностей пилота по выдерживанию перегрузок. И тут за всё время существования авиации практически ничего не изменилось. Как были перегрузки в пределах 6-8 единиц, так и остались. Если пилот очень ценит свою жизнь, то может «на руках» и 10 сделать. С использованием режима автопилота «маневр на выживание» до 13.
Системы РЭБ? – Да, они стали очень изощрёнными, более мощными. Но принцип непрерывной когерентной радиолокации, заложенный в конструкцию ЗРК С-200, обойти невозможно (см. мою статью «Дружественный огонь…» https://clck.ru/MMoPn).
Пока ещё не создана аппаратура радиоэлектронного подавления, способная полностью «лишить зрения» такой комплекс. Для С-200 является существенным только один тип помех – уводящие по скорости. Древние помехи такого типа «усовершенствовать» нельзя. И эти помехи действуют только на РПЦ, для ГСН ЗУР их создать не выйдет. Это чистая физика, никаких «поколений» тактических, политических и др. факторов она не учитывает.
Срывы сопровождения цели РПЦ при применении уводящих по скорости помех возможны, но есть автоматический и ручной перезахват, это неопасно. Срыв происходит только по скорости, на 1-2 секунды, сопровождение по углам остаётся. Помехи "уводящие по дальности" - несущественны, РПЦ переводится в режим "Гладкий" и их нет. Ещё он может видеть простую шумовую помеху, как некую засветку экрана, но она практически не мешает ни оператору захвата, ни автоматическому сопровождению.
Если же вдруг окажется, что передатчик помех ну уж очень мощный, всё засвечено, то РПЦ и ГСН просто перейдут в пассивный режим и продолжат сопровождение.
Это можно сравнить, с тем, что вы глазами отслеживаете в темноте объект, подсвечивая его прожектором (радиолокатором). Вдруг объект включает свой мощный прожектор (передатчик помех) и слепит Вас.
Но у Вас хитро устроенные глаза, они мгновенно уменьшают свою чувствительность, чтобы не ослепляться. При этом слабый отражённый сигнал вашего прожектора вам будет не виден, но зато отлично будет виден сигнал собственного прожектора объекта. Пущай светит. Чем больше светит, тем лучше. Будете отслеживать излучение его прожектора.
Функцию мгновенного снижения чувствительности приёмного тракта выполняет банальная, но быстродействующая и с большим динамическим диапазоном система АРУ - автоматической регулировки усиления.
Таким образом, никаких преимуществ - ни по ЭПР, ни по маневру, ни по радиоэлектронному подавлению самолёты поколения 4+, 4++ по сравнению с предыдущими, против С-200 не имеют.
Так почему же не получилось уничтожить?
Вторая часть