Найти тему
ЗАМЕТКИ ТЕХНОДРАКОНА

Оказывать услуги в долг — большое зло. Объясняю почему

Ранее: Со школьной скамьи в эскортницы и обратно: Юля

И почему иногда даже лучше дать денег в долг. Личного опыта мудрости пост.
В принципе, тут всё точно так как и с деньгами в долг — давай столько сколько будет не жалко простить. Но есть при этом у такой работы ещё один, даже более значимый аспект — когда услуга оказана, она резко обесценивается в глазах того кому она оказана была. Ну как резко — от пары дней до недели. Т.е. в отличие от случая с деньгами (факт долга и сумма которого, вроде как, не оспаривается) в случае с работой — начинает уже оспариваться сама сумма в которую оценена работа, потому что уже сделанная работа — ничего не стоит.

Спасибо Michal Jarmoluk за это фото
Спасибо Michal Jarmoluk за это фото

Ещё страшнее случаи, когда работы было сделано много — дни, возможно недели. Из этого множества мелких работ в итоге набегает очень приличная сумма, а через полгода должник помнит только (условно) одну замененную розетку и «ещё там какую-то фигню по мелочи» за которую с него просят «безумные 20 000 руб!». Про «фигню по мелочи» я сейчас даже лирическое отступление сделаю:

Предупреждаю я тут одного бизнесмена, о том, что у него критическая запылённость электрощитов и как бы чего не бахнуло, на что слышу «так ты же пол года назад к нам заходил (вилку трёхфазную на кабель накрутить, ага) — я думал ты щитки почистил».

Т.е. есть в головах людей некая, условно бесплатная и очень простая, не требующая времени (а потому и оплаты) работа которая при этом (почему-то) требует профессионала для своего выполнения. Но за выполнение которой вроде как платить не требуется вообще, это же такая ерунда — мешок пыли из высоковольтной установки вытряхнуть! Тьфу!

Pic by Gerd Altmann
Pic by Gerd Altmann

Но что-то я увлёкся. Вернёмся обратно.
Итак: по возможности старайтесь никогда не оказывать услуг в долг — услуга, как только она выполнена, сразу теряет ценность и клиент через некоторое время уже считает что вы у него чуть ли не вымогаете деньги за воздух. Кто поумнее — может и не скажет, чтобы не портить отношения, но чувство это у него будет. Что любопытно — при оплате сразу, такой метаморфозы не происходит.

И ещё очень важный момент: месяцами выклянчивая свои, честно заработанные деньги, вы оказываетесь в позиции нищего попрошайки, а ваш должник в роли благодетеля. Хотя вообще-то всё наоборот! Это очень плохое и токсичное для вас явление, которое снижает ещё и ваши будущие заработки за счет того же самого обесценивания вашей работы — заказчики привыкают не платить или обходиться подачками.

Что делать в подобных ситуациях?

Во-первых заведите четкий и понятный прайс-лист.
Понятный в первую очередь для вас!
Система расчета может быть совершенно любой. Например нормочас или процент от стоимости материалов. Далее предусмотрите полярные ситуации: например работа в неудобном месте +25% или глубокая личная симпатия — скидка 50%. Но все ситуации должны быть формализованы. Не ленитесь тщательно прикидывать объективную стоимость до начала работы и согласовывать ей с заказчиком. Лучше — под роспись.

Photo by StartupStockPhotos
Photo by StartupStockPhotos

Далее: по факту проведенных работ составляйте подробный расчёт стоимости, не ленитесь — каждый обжатый (условно) наконечник должен быть подсчитан и оплачен.
Составили счет? Теперь составьте акт о выполненных работах. Зафиксируйте в нём стоимость. И вот теперь, если получить живые деньги нет никакой возможности, составляйте долговую расписку на согласованную сумму и желательно с конкретной датой возврата.
Теперь вам должны не за услугу, а просто денег. Уже легче!
PS. Не хотите требовать расписку (ну мало ли коленки дрожат) — составьте хотя бы счет и акт. Потом проще будет.