Найти тему
Nihon no yume ・Сны о Японии

Японские маскоты (юру-кяра)

Японцы — мастера по созданию всяких милых и странных созданий, а еще прекрасные маркетологи. Так что одержимость маскотами, охватившая Японию в 21 веке — вполне закономерное явление. В чем же особенность японских маскотов, какими они бывают и «как работают»? Давайте разбираться.

Забивака с ЧМ по футболу 2018
Забивака с ЧМ по футболу 2018

Вообще маскот, или «персонаж-талисман» — это любой узнаваемый персонаж, олицетворяющий собой некий коллектив, мероприятие или бренд. Самый яркий и очевидный пример для наших реалий — это, например, талисманы Олимпиад или Чемпионата мира по футболу.

Однако в Японии использование маскотов вышло далеко за рамки спорта и брендов, приобретя неслыханные масштабы. Особенно ярко это явление можно заметить на примере «юру-кяра».

Слово «юру-кяра» образовано от прилагательных ゆるい (юруи) – несерьезный, болтающийся, простой, легкомысленный, и キャラクター (кяракута) – персонаж (от англ. Character). Этот термин придумал и начал активно пиарить в 2000 году иллюстратор Миура Дзюн, назвав так туристических маскотов, олицетворяющих определенную префектуру или город.

Примеры юру-кяра
Примеры юру-кяра

Однако огромная популярность и распространение юру-кяра началось в 2007 году с оглушительного успеха «Хиконяна» — маскота замка Хиконе, которого создали в честь 400-летие со дня основание замка. Этот очаровательный персонаж основан на легенде, связанной с замком — согласно ей, когда-то владетельный князь-даймё из рода Ии укрылся от дождя под деревом, но тут появился белый кот, который заманил князя в храм. В это время молния ударила в дерево, и человек оказался спасённым благодаря коту, образ которого стал символом удачи. А рогатый шлем на котике – реальный военный доспех князей рода Ии, оригинал которого хранится в музее замка Хиконэ.

-4

Хиконян обрел громадную популярность и уже в первые годы после создания принес родному городу и префектуры миллионы йен чистой прибыли на привлечении туристов, проведении мероприятий и продаже всевозможных сувениров с котиком. Эту волну тут же подхватили и другие, бросившись создавать милых персонажей для своих префектур и городов в надежде повторить успех. У кого-то получилось, у кого-то не очень, но так или иначе наличие маскота для города всегда идет скорее в плюс, чем в минус, так что в итоге практически все населенные пункты Японии обзавелись таким.

Маскоты города Сано, префектуры Ямагути, префектуры Гумма и города Фукая
Маскоты города Сано, префектуры Ямагути, префектуры Гумма и города Фукая

Основные требования, которым должен соответствовать маскот:

•Должен передавать любовь и привязанность к местности или компании, которую представляет

•Обладать индивидуальностью, быть несколько неловким и неуклюжим («юруй»)

•Должен быть непринужденным, легкомысленным, славным и привлекательным

Впрочем, некоторые известные маскоты играют не на «каваи», а на эпатажности, например, «маленький мужичок» (chicchai ossan) города Амагасаки префектуры Хёго, изображающий милого японского алкаша средних лет — согласитесь, внимание он точно привлекает, и любопытство вызывает.

-6

В целом дизайн туристических юру-кяра (их еще называют «готоку кяра») как правило придуман не просто так, а с учетом специфики местности, которую он представляет — например город Нарита, где находится международный аэропорт, представляет Унари-кун — полусамолет-полуголубь, а Тиба-кун, представляющий префектуру Тиба, в профиль напоминает очертания этой префектуры.

Унари-кун
Унари-кун
Тиба-кун
Тиба-кун

Маскоты есть не только у городов и префектур, но и у различных учреждений — как государственных и общественных, так и коммерческих. Например, Пипо-кун представляет Токийскую полицию аж с 1987 года. Его имя образовано от слов people (люди) и police (полиция), и создан он был с целью повышения доверии к полиции в том числе и среди детей.

-9

С Пипо-куном выходят милые короткие мультики, например, про правила дорожной безопасности — просто и наглядно, также он участвует в разных мероприятиях, а плакаты с ним можно увидеть порой в полицейских участках. Отличная идея смягчить образ полиции, чтобы дети, например, не боялись обращаться к ним за помощь.

Вот такой мультик, например

-10

А вот кэнкэцу-тян (Kenketsu-chan, 献血 - донорство крови) — официальный символ донорства крови, созданный Министерствоv здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии. Это маленькая пикси (pixie - воображаемое маленькое создание) с большими сияющими каплями крови на месте ушей, у неё даже есть интернет-сайт.

-11

Интересно, что, когда в центрах крови мало доноров, ушки Кэнкэцу-тян уменьшаются, к нормальному размеру они возвращаются, когда приходит больше доноров.

-12

В качестве примера коммерческого маскота можно назвать Домо-куна, который представляет крупнейшую японскую телекомпанию NHK. Он вылупился из яйца, напоминающего овальные кольца логотипа NHK, созданного в 1995 году. Ролики с ним и другими героями из мира Домо-куна крутят на канале в перерывах между шоу и рекламой. По сюжету он живет в пещере вместе со старым мудрым кроликом по имени Усадзий.

Рождение Домо-куна

«Материальные» воплощения юру-кяра активно участвуют различных мероприятиях. Например, с 2010 проводится ежегодный конкурс «Юру-кяра Гран-при», в котором участвуют более полутора тысяч маскотов. Путем всеяпонского голосования выбирается лучший маскот года в трех категориях: туристический маскот гототи-кяра, коммерческие коммерческие/брендовые юру-кяра и иные маскоты. Победители прошлых лет в дальнейшем не могут занимать места, уступая место новичкам.

-13

В рамках мероприятия уже поставлено 2 рекорда Гиннесса: 27.01.2013 маскоты, в количестве 141, поставили рекорд Гиннесса по синхронному танцу в течение пяти минут, причем менее 5% участников сбилось с ритма. Рекорд удалось поставить с третьей попытки. В тот же год поставлен рекорд по самому большому скоплению маскотов – 376 маскотов собралось на 4 ежегодном саммите юру-кяра в Ханю.

То самое видео с танцем, поставившим рекорд Гинесса

-14

Чем занимаются маскоты? Да кучей всего, на самом деле. Они презентуют родной край посредством ведения блогов, съемок в рекламе, образовательных и познавательных роликов, участвуют в развлекательных и общественных мероприятиях, различных официальных встречах, разбавляя их скучный официоз, встречаются с населением, в том числе и подбадривая в трудные времена, наносят официальные визиты в другие префектуры и даже другие страны. По сути, они нужны, чтобы создать яркий и цельный образ места или организации, которую представляют, благодаря им бренд должен ассоциироваться у людей с чем-то милым, ярким, приятным и запоминающимся.

Успешнейший пример использования туристического юру-кяра — мишка Кумамон из префектуры Кумамото, созданный в в 2010 году в рамках кампании Kumamoto Surprise (яп. くまもとサプライズ, кумамото сапурайдзу) с целью привлечения туристов после ввода в эксплуатацию сети железных дорог Кюсю-синкансэн.

Общий доход за два года от популяризации Кумамона, по данным Банка Японии, составил 123,2 млрд. иен
Общий доход за два года от популяризации Кумамона, по данным Банка Японии, составил 123,2 млрд. иен

С другой стороны, далеко не все маскоты «выстреливают», а их стремительно растущее количество и вовсе вызывает у маркетологов тревогу — все чаще получается, что за обилием маскотов теряется их назначение — привлекать внимание и создавать в сознании людей четкий образ. Появляется все больше местечковых персонажей, в создание которых вложены деньги и силы просто потому что «у всех они есть, нам тоже нужен», но в итоге про их существование никто толком не знает и эффекта они не приносят. Хотя успех тех их юру-кяра, что оказались наиболее удачными, впечатляет, так что у этой концепции определенно есть будущее!

В 2016 году представители четырех префектур (в том числе их маскоты) и компания Niantic, издавшая Pokemon Go, встретились на саммите в столице и подписали меморандум о сотрудничестве, призванный привлечь туристов в регионы, пострадавшие в свое время от стихийных бедствий
В 2016 году представители четырех префектур (в том числе их маскоты) и компания Niantic, издавшая Pokemon Go, встретились на саммите в столице и подписали меморандум о сотрудничестве, призванный привлечь туристов в регионы, пострадавшие в свое время от стихийных бедствий