Найти в Дзене

Путеводитель по Сибири: водка и медведи


Усть-Кут город на севере Иркутской области именно здесь я попрощался с цивилизацией и отправился по пыльной грунтовке на север. Все кто узнавал о моих планах уговаривали отказаться от этой затеи. Мой путь лежал в Западную Якутию г. Ленск. Добраться туда я решил не совсем стандартным способом, а именно автостопом по вдольтрассовому проезду нефтепровода.


Из информации, что я узнал от местных, путешественников и интернета следовало:

  1. Дорога охраняется, на каждом пересечении "трубы" с лесовозными или проселочными дорогами стоят посты на которых проверяют пропуска. Таких постов охраны 7-8 штук.
  2. Подбирать попутчиков, возить людей без пропусков, перемещаться пешком строго запрещено, налагаются огромные штрафы вплоть до увольнения.
  3. Алкоголь провозить, распивать, хранить в зоне ответственности охраны "трубы" запрещено.
  4. Так как "труба" проложена по абсолютно диким местам, большой шанс встретиться с медведем, что может быть опасно.
  5. Проезд в ночное время суток с 22:00 по 06:00 – запрещен.
Красная Линия - мой маршрут из Иркутской области в Якутию
Красная Линия - мой маршрут из Иркутской области в Якутию

Потомок репрессированных греков из Хакасии (удивительная у нас страна) притормозил свой Урал в нескольких сот метрах от пересечения дороги с трубой, я выпрыгнул из машины в кусты и побрел в сторону огромной просеки, где начиналась дорога.

Хакасский грек
Хакасский грек

Всего несколько сот лет назад тайга огромным монолитным массивом пересекала наш континент от самых Тихоокеанских берегов, до Северной Европы. Сегодня остались внушительные, но далеко не однородные куски былого величия, и вот 2009 году самый большой кусок нетронутой тайги был разделен на двое. Тысячекилометровый шрам шириной в сотню-две метров протянулся с юга на север, и в абсолютно не тронутом человеком месте закипела работа.

Итак сотни и тысячи километров.
Итак сотни и тысячи километров.

Я стоял на краю леса перед широкой просекой, слева и справа от меня примерно в километре на возвышенностях профиля дороги стояли будки охраны, пересечь незаметно казалось просто невозможно. Меня одолевали тучи комаров, солнце кланялось в земле, нужно было действовать. Бегом я пересек эту просеку и пошел срезая угол через тайгу к дороге. Ходить по тайге с рюкзаком занятие хуже не придумаешь. Бурелом из кустов и поваленных деревьев, ноги утопают в лесной подложке на пол ботинка, дико душно и жарко, но раздеться нельзя комары тут же съедят тебя, и как вишенка на торте следы медведей. Вот тут косолапый терся о дерево, а тут лишь оставил свой след и теперь в нем собралась целая лужа. Было очень стремно, я не взял с собой даже петард, в то время как местные без ружья в машину не садятся. Спустя 90 минут я прошел примерно 1.5 километра по лесу и выбрался на дорогу, будка охраны осталась позади.

Стоять и ждать машину не имело смысла, я был слишком близок к посту, куда могли настучать и я побрел на север. Спустя полчаса появилась первая машина, Артём (имя изменено) увидев меня мягко говоря удивился. Я запрыгиваю в тачку мы рвем с места, между нами лежит гражданский вариант винтовки СВД.

Ваш покорный слуга с карамультуком.
Ваш покорный слуга с карамультуком.

Пару слов о себе, Артем в восторге от моего плана и хочет помочь. Он едет до ближайшего съезда с трубы в городок Киренск. Мне страшно повезло, Артем не работник "трубы", но не плохо на ней зарабатывает и знает много полезного. Он объяснил, где и как расположены посты, как их лучше обходить, где можно становится на ночлег, рассказал, что на белых УАЗах ездит охрана от которой стоит прятаться в лесу и что порой дорогу облетает вертолет.

Трассу облетает  вертолет в поисках очагов возгорания и посторонних. етают вертолеты в поисках очагов возгорания, а так же посторонних.
Трассу облетает вертолет в поисках очагов возгорания и посторонних. етают вертолеты в поисках очагов возгорания, а так же посторонних.

Артем занимается тем, что перевозит людей и грузы по "трубе" такса за перегон в 150-200 км 46 000 р, доставить груз в Ленск больше 100 000р. Порой нужно доставить какую-нибудь деталь или людей максимально быстро на одну из нефтеперекачивающих станций, вертолет это слишком дорого, а порой и долго, а он берется за эту работу. Ему разрешено ездить ночью, его машину не досматривают, ведь время деньги, просто одной скважины стоит около миллиона рублей в день, так что он как монополист неплохо зарабатывает на перевозках.

-8

Наш джип медленно заползал на очередную сопку, как вдруг под колеса вылетел заяц и Тема поддал газа. Мы несемся за зайцем, в попытке его сбить, Артем кричит мне: "Диман ручник не работает, я сейчас остановлюсь, а ты руками жми тормоз, чтобы мы не покатились назад, я буду стрелять!" Тут пришла моя очередь удивляться, произошла заминка, я не сразу понял, что это не шутка, так что зайцу повезло и он остался в живых. Ночь прошла в маленьком городке Киренск, где Артем меня вписал в гостиницу, утром он вывез меня к "трубе", подарил пакет еды и мы попрощались.

Я стоял вот уже 5 час на обочине, проехало всего несколько встречных машин, от которых пришлось прятаться в лесу. Уже под вечер остановился УРАЛ, водитель Анзур (изменено) из таджикского города Худжанд, взял меня на свой страх и риск. Дорога проходит по горной местности, и представляет собой бесконечную череду подъемов и спусков, здесь только вырубили лес и отсыпали дорогу в самых опасных местах. Так что мы либо карабкаемся в сопку и видим голубое небо, либо катимся с нее и перед глазами пыльный грунт. Анзур высаживает меня перед постами я быстро их оббегаю по тайге, пока он пьет чай, а потом мы едем дальше. Ночуем в кунге УРАЛА, на одной из площадок для транспорта. Анзур едет не один, целая колона грузовиков идет в Талакан на новое место работы, мужики из Сургута, Нижневартовска и Ханты-Мансийска. Кто-то достал спрятанный ствол водки, законы созданы, чтобы их нарушать, да и дорога не из простых, как не грохнуть.

Место ночлега на "трубе".
Место ночлега на "трубе".

Утром заминка, приезжает начальник колоны и палит меня в компании водителей, ругань, меня пересаживают к нему в УАЗик и мы едем в Талакан, чтобы сдать меня охране.

Талакан — это город, здесь есть улицы (номерные), столовые, аэропорт куда прилетают рейсы даже из Москвы, но нет постоянного населения. Не город, а мечта для властей, никакой тебе социальной ответственности перед населением, школы и детские сады не нужны, поработал человек пол года и кыш отсюда домой. Выкачаем всю нефть и газ, потом вырубим все деревья и по домам, зачем здесь что-то развивать и созидать — образцовая колониальная политика! Путин божился, что не одно дерево не будет пущено под нож без последующей переработки, ага как же! Карьеры из которых брали породу и песок для отсыпки дороги завалены деловой древесиной, лес закапывали, чтобы не вывозить, кому нужны копейки, когда на кону миллиарды.

Фото с сайта:  kassot.com
Фото с сайта: kassot.com

Игорь (изменено) начальник нашей колоны, он то меня и везет на поклон охране. Но не доезжая буквально 70 км до Талакана нас останавливают крепкие ребята в камуфляже и при оружии — собственная безопасность, мордовороты, которых погнали из полиции стали лакеями олигархов и теперь сопровождают нас на досмотр транспорта. Игорь белеет, зеленеет и выдает: " 20 лет образцовой репутации под хвост, Дима у меня полная машина спирта! Мне пи...ц!".

Машина охраны
Машина охраны

Впереди нашей машины едет джип охраны выкинуть в окно бутылки незаметно не получится. Он по рации передает впереди идущему водителю джипа наш план, тот специально глохнет и не может завестись, так как машина охраны одна, то у нас есть 50% шансы, что она останется с "поломанной" машиной. Так и получается, как только мы скрываемся за поворотом, я перепрыгиваю на заднее сиденье, Игорь добавляет газа и в окно вылетает 20 литровых бутылок коньяка, водки, а так же ящик пива. Игорь спасен, я ему тонко намекаю, что без меня ему точно была бы хана и прошу его выполнить две просьбы. Первое, не наказывать Анзура, не лишать премий и поблагодарить его от моего имени, второе, позволить мне самому говорить с мордоворотами из охраны. Сказано — сделано, на площадке досмотра я сдаюсь охране, меня тщательно обыскивают, выслушивают и вуаля позволяют ехать дальше, предварительно сообщив на посты охраны по дороге о моей сущности.

А дальше все пошло как по маслу, если не считать развороченную тушу медведя, на которую я наткнулся в лесу срезая дорогу.

Шкура медведя
Шкура медведя

PS Вы спросите, а зачем тебе это было нужно?

Да все очень просто, в Якутию пролегает всего одна круглогодичная дорога через Сковородино, там я уже ездил и мне очень не хотелось повторять свой маршрут 3 годичной давности.

река Лена в г. Ленск
река Лена в г. Ленск