Найти в Дзене
Мурманский вестник

«Трубку курить не хочу!»

В арктических льдах встречает весенний праздник единственная женщина-штурман атомного ледокола

Диана Киджи
Диана Киджи

8 Марта - праздник не только семейный. Сегодня накануне Международного женского дня в трудовых коллективах царит весеннее настроение. Мужчины уже заготовили подарки своим коллегам - представительницам прекрасного пола. А те - в предвкушении поздравлений.

Потом, после корпоратива - все по домам. Еще есть время подумать, чем украсить семейный праздничный стол.

Однако не всем женщинам доведется отметить 8 Марта дома. В арктическом рейсе встретит его Диана Киджи - штурман, помощник капитана ледокола «50 лет Победы». Сейчас атомоход ломает льды в студеном Карском море. Но накануне праздника мне удалось пообщаться с ней. Правда, заочно - связь в этом районе Ледовитого океана только спутниковая. Я задавал вопросы по электронной почте, она отвечала так же.

Диане чуть больше двадцати пяти, а она уже помощник капитана атомного ледокола «50 лет Победы» - самого современного и мощного в мире. Первая женщина-штурман на ледокольном флоте родилась и выросла в Петербурге, поначалу хотела быть доктором, потом служить в полиции, но позже осознала, что больше всего на свете любит море, и пошла в Макаровку. Там как раз разрешили девушкам поступать на все специальности. Диана выбрала судоводительский факультет. А затем была практика на паруснике «Мир».

- Первый выход в море - это незабываемый опыт, - рассказывает Диана Киджи. - В целом тепло вспоминаю наши полгода на «Мире». Ночных авралов было немного, в основном в период регаты. В остальном нас как-то берегли, можно сказать. Хотя, конечно, впечатлений хватило: и первый шторм в Северном море, и работа с парусами, и новые места - порты Европы, вплоть до побережья Атлантического океана.

- Несмотря на то, что Вы молоды, уже успели покорить немало морей и океанов на судах разных типов. Что запомнилось больше всего, какие рейсы были самими сложными?

- Балтийское и Северное моря, пролив Ла-Манш, Бискайский залив, Гибралтар, Средиземное море, Черное... И, конечно же, наши северные моря - Баренцево, Карское, много ходили по самому Северному Ледовитому океану. На самом деле все перечисленное - не так уж и много с точки зрения мирового судоходства. Жалею, что не довелось пока пересечь экватор, сходить в кругосветку, пройти проливом Дрейка.

- А в чем для Вас особенность работы в Арктике?

- Здесь достаточно однообразный для глаза пейзаж - лед и небо. Причем небо чаще пасмурное, облачное. Или лед и туман. Земли, зелени почти не увидишь даже летом. Большое впечатление произвел архипелаг Земля Франца-Иосифа. И по сей день эти места не особенно людные. Там все еще сохраняются ледники и острова, на которые не ступала нога человека. При этом проливы архипелага - достаточно опасные места с точки зрения судовождения: обломки айсбергов, малая изученность глубин.

- В чем специфика работы на атомном ледоколе в отличие от танкеров или дизельных ледоколов? Почему решили пойти на атомоход?

- Специфика во всем - отсутствие полноценной связи, заходов в порт. Достаточно сложные метеорологические и ледовые условия, слабая навигационная обеспеченность района плавания. Сложность выбора пути и маневрирования во льдах. Ты должен думать не только о своем судне, но и о тех, кто у тебя под проводкой. Дизельным ледоколам, даже самым мощным, в Арктике тяжело, особенно в зимне-весенний период.

У атомоходов, безусловно, своя специфика, связанная с силовой установкой: это не только судно, к которому предъявляются все обычные требования морских конвенций и классификационного общества, но и объект атомной энергии со всеми вытекающими отсюда требованиями законодательства. Конечно, есть свои нюансы в эксплуатации подобной силовой установки, отличия от обычных дизельных установок.

-2

- И все-таки, почему Арктика? Ведь в теплых морях и океанах комфортней.

- Мне интересна специфика работы во льдах, работы ледокола - обеспечение ледовых проводок, маневрирование судна - околки, буксировки. В теплых морях навигация совсем другая. Все-таки плавание во льду считается плаванием в особых условиях.

- Вы много раз бывали на Северном полюсе. Для Вас этот маршрут уже привычен? Какие возникают ощущения, когда достигаешь этой географической точки?

- Привычки в этом месте быть не может. Полюс не бывает одинаковым, и дорога к нему каждый раз другая. Мне пока довелось там быть только шесть раз в отличие от старших товарищей, у которых на счету и по 50, и по 60 заходов на полюс. С одной стороны, визуально точка 900 северной широты никак не отличается от окружающего ее пространства. С другой стороны, если задуматься - точка схождения меридианов, точка, в которой нет времени, и все направления - южные.

- Вы учитесь в аспирантуре, изучаете морскую астрономию? Вы смотрите на звезды во время рейсов? И зачем на них смотреть в эпоху точнейших навигационных приборов?

- Я учусь в аспирантуре на кафедре навигации университета имени Макарова. Тема научной работы связана с мореходной астрономией и ее использованием в современном судовождении. Дело в том, что альтернативы «точнейшему навигационному прибору» - спутниковой системе - при плавании в открытом море нет. Импульсные береговые системы типа «Лоран С» с 2015 года выведены из эксплуатации. Остаются только методы мореходной астрономии. Поэтому при отказе или намеренном внесении помех, поправок в систему GPS у судоводителей есть все шансы почувствовать себя мореходами из прошлых веков.

Преимущество же астрономических методов в их автономности. В самом простом варианте для выяснения места нахождения судна вам нужно видеть 2-3 звезды, этого уже достаточно для определения координат. Сегодня мореходная астрономия рассматривается только как аварийный метод навигации. Но при создании определенного программного обеспечения она может являться полноценным методом судовождения, сравнимым по точности со спутниковыми системами.

- А как к Вам относятся коллеги-мужчины? Изменилось ли отношение с первых дней работы по сегодняшний день?

- Коллеги с первых дней относились хорошо. Отношение ровное, спокойное. На работе я не делаю акцент на пол, разделение на женское - мужское. Есть работа, и она должна быть выполнена. Это вопрос профессиональных навыков и знаний, с одной стороны, и личных качеств человека - с другой.

- И все-таки «женщина на корабле - к несчастью» - это неправда? Как Вы относитесь к такой поговорке?

- На судне все решает, еще раз повторю, профессионализм и личные качества человека. Его характер, сдержанность и выдержка. Ну и, естественно, грамотность в своей специальности.

- Форма украшает любого - и мужчину, и женщину. Что она для Вас?

- Атомные ледоколы - единственные известные мне гражданские суда, на которых принято на вахте находиться по форме. Форма требует от человека соответствующего отношения - подтянутости, собранности. С другой стороны, она сразу демонстрирует другим людям, кто перед ними. Пожалуй, во мне сохранилось романтическое представление о том, что для погон нужно быть достойным.

- Образ капитана или штурмана - всегда с трубкой! А Вы не хотите начать курить трубку?

- Не хочу.

- А в отпуск после арктических рейсов тоже на море отправляетесь?

- По-разному. Предпочитаю бывать в новых для себя местах. Люблю гулять по городам Европы. Порой отправляюсь в туристические походы. Этим летом планирую конный тур на Алтае. Пляжный отдых тоже ценю. Вот в круиз только в отпуске еще не ходила - попробовать, что ли?

- Вы, конечно же, мечтаете стать капитаном атомохода? Или нет? О чем еще мечтаете? Что не сбылось пока?

- Я бы не назвала это мечтой, скорее - логическим этапом карьерного роста, развития как профессионала. Если человек растет и развивается в своей профессии, логично, что он имеет продвижение, в том числе и в должности. Всему свое время. По поводу вариантов проведения отпуска - мечтаю собраться с друзьями и махнуть в автомобильное путешествие по стране. В личном плане, конечно, мечтаю построить семью, но с этим пока сложно - все время и внимание занимает работа. А так вообще целей и задач много: продолжение работы на борту, на берегу - окончание аспирантуры, участие в новых исследовательских проектах.

Автор: Сергей Юдков

Фото: Льва Федосеева