Найти тему
Мир авто

Зачем в СССР создали автобус, который был быстрее многих спортивных автомобилей.

Рад Вас видеть на канале друзья, сегодня я расскажу об одном малоизвестном советском автобусе. Его название Турбо-НАМИ-053, внешне этот прототип мало чем отличался от обычного ЗИЛ-127, главные, внешние различия были в соответствующей табличке на передней панели, и иной задней части. представляющей теперь монолитную конструкцию с элементом, похожим на авиационное сопло.

Рабочее место водителя ЗиС-127
Рабочее место водителя ЗиС-127

И это было недалеко от правды, поскольку в данном автобусе, в место привычного 6-цилиндрового дизеля мощностью 180 л.с, был установлен газотурбинный, фактически авиационный силовой агрегат мощностью 350л.с, установка подобного мотора потребовала отказа от привычной трансмиссии, по этой причине автобус имел необычную коробку передач, с двумя скоростями вперед и одной назад, в трансмиссии не было ни нейтралки, ни сцепления, в противном случае, учитывая специфичность газотурбинного силового агрегата, резкий сброс нагрузки мог повлечь за собой неуправляемое и очень быстрое разрушение турбины.

-2

Не смотря на то, что прототип был построен на базе серийного автобуса, и внешне был очень схож с ним, пассажиров Турбо-НАМИ никогда не перевозил, в просторном салоне располагалось специальное оборудование, с помощью которого инженеры проводили опыты и снимали показания с приборов.Целью проекта не было создать автобус с реактивным двигателем, Турбо-НАМИ разрабатывалось исключительно с целью исследований применения ГТД на мобильных зенитных комплексах. Подобные двигатели планировалось применять для быстрого развертывания систем.

Журнал За Рулем. 1960 год выпуск №4
Журнал За Рулем. 1960 год выпуск №4

В результате опытов было установлено, что двигатель невосприимчив как к высоким, так и низким температурам, силовой агрегат не перегревался, спокойно запускался при температурах близких к -30C, не вибрировал и не дымил. В то же время применение такого мотора на автомобилях, в частности на автобусах было абсурдно, не смотря на отсутствие привычной трансмиссии управлять машиной из-за нестабильности оборотов двигателя стало сложно, к тому же из-за невозможности применить "торможение двигателем", тормоза на автобусе быстро перегревались.

-4

Всего в ходе испытаний Турбо-НАМИ, преодолел более 5000 км со средней скоростью 80-100 км/ч, максимально развитая скорость составила 160 км/ч, в прочем она не являлась предельной и была обусловлена отстутствием необходимого дорожного полотна. Так по инженерным расчетам, машина могла разгоняться вплоть до 200 км/ч, что для уровня 50-ых, было наголову выше даже многих спортивных автомобилей.