Чем хорошо современное искусство, так это беспрецедентной свободой, которую оно предоставляет зрителю. Да-да, именно зрителю, а не художнику. Ведь "художественные акции" являются искусством лишь постольку, поскольку кто-то готов их рассматривать как искусство, и лишь для того, кто готов их так рассматривать. Акционисты могут создать ситуацию, провоцирующую те или иные реакции или действия, но они не могут навязать публике восприятие этой ситуации как художественной. Публика свободна в выборе - вступить с акционистом в соглашение или нет. Само событие искусства, таким образом, оказывается целиком подчинено воле зрителя и просто не возникнет, если зритель не сделает уступки акционисту в его претензии считаться художником.
Прежде искусство было крайне деспотично в этом смысле: произведение безусловного искусства может вызывать чувство протеста или быть непонятным, но оно, тем не менее, однозначно распознаётся как нечто художественное и зрителю никуда не деться от этого понимания. А следовательно, он оказывается буквально принуждён переживать и интерпретировать уведенное.
Возьмём, для примера, вот эти неолитические фигурки. Им по семь (примерно) тысяч лет. Они созданы дописменной культурой, к ним не существует пояснения, комментария, смысл и назначение их нам неизвестны. Однако, любой опознает их как произведения искусства. Кто-то восхитится их энергией и выразительностью, кто-то снисходительно сочтёт их всего лишь ранней примитивной и неумелой попыткой художественного творчества, мусульманин-фундаменталист сбегает за молотком, но даже он без колебаний узнает здесь искусство. Всем нам не нужно договариваться друг с другом на этот счёт, мы не нуждаемся в предуведомлении или комментарии, нас не нужно предупреждать или готовить, чтобы мы восприняли это художественное произведение сразу во всей его полноте. Такое искусство можно назвать безусловным.
Консервативной публике незачем биться с радикальными художниками за понятие "искусство", достаточно провести границу между искусством условным, существующим по договорённости, и безусловным, существующим объективно. Затем осознать, что никто не властен принудить публику воспринимать "художественные акции" на условиях акционистов. После чего можно успокоиться и прекратить раздражающую дискуссию.