На базе одноатомных спиртов, солей и глицерина.
Антифризы на базе спиртов появились в начале ХХ века. Низкотемпературные антифризы (60 - 65 градусов) на основе метанола или этанола (метилового или этилового спиртов). Метанол ядовит при принятии внутрь обладает психотропным действием, а пары взрывоопасны, что при не соблюдении правил безопасности при использовании жидкостей этого типа приводило к возгоранию автомобиля , все это не способствовало распространение этих жидкостей.
В это же время в качестве жидкостей для системы охлаждения автомобилей стали использовать составы на базе глицерина. Они были более безопасны, но обладали более низкой текучестью. Что создавало трудности с прокачкой жидкости по системе при низких температурах. Для повышения текучести данные жидкости разбавляли спиртами.
Антифриз на основе соли соляной кислоты - использовали в виде раствора (1,5 кг соли на 1л) воды. Смесь не замерзала до температуры -20*. Требовала постоянного обслуживания, измерения плотности и долива воды. Быстро выкипающая вода требовала постоянного долива для поддержания плотности раствора , если обладатель автомобиля с такой системой охлаждения допускал выкипание воды, то кристаллы соли забивали все трубки и приводили систему охлаждения в негодность .
Эти жидкости пока трудно назвать антифризами, но всё же это антифризы не очень надежные. Обладающие множеством недостатков но позволяющие ездить на транспорте и в минусовые температуры. Но вот появился он, весь в белом - антифриз на базе этиленгликоля.
Этиленгликолевые ОЖ.
Было замечено что при добавлении этиленгликоля в воду, в определенной концентрации, вода перестает замерзать. Для сохранения жидкого состояния при -40 раствор этиленгликоля содержал: 55 % этиленгликоля 45 % воды Однако было замечено что этиленгликоль окисляет алюминий и металл (образуется коррозия) особенно в местах пайки свинцово-оловянным припоем, что со временем приводило к течам. При длительной эксплуатации этой жидкости происходит окисление металлических поверхностей и образуется ряд кислот которые с успехом разрушали алюминий из которого были сделаны радиаторы и блоки некоторых автомобилей того времени, пришедшие на смену чугунных и стальных. Для борьбы с этим явлением в смесь стали добавлять.
Декстри́н — олигосахарид, получаемый термической обработкой картофельного или кукурузного крахмала. Образуется из крахмала в ротовой полости человека под действием α-амилаз. (взято из Википедии)
Декстрин при взаимодействии с металлическими поверхностями образовывал пленку предотвращая окисление металла. Такие вещества как декстрин называются - ингибиторы (замедлители) .
Позже в такие антифризы для замедления процессов окисления стали добавлять другие ингибиторы, нитраты, фосфаты, бораты.
Этиленгликолевые с неорганическими ингибиторами.
В этиленгликолевые антифризы в качестве ингибиторов стали добавлять - нитриты, бораты, нитраты, фосфаты, силикаты. Они образовывают на поверхностях соприкасающихся с антифризом слой отложений, устойчивый к воздействию этиленгликоля. Слой образуется на всех поверхностях с которыми соприкасается антифриз, Такой расход ингибиторов сильно сокращает срок эксплуатации жидкости. Срок эффективной работы такого антифриза порядка 3 лет, а при перегрузках связанных с перегревом ингибиторы разрушаются еще быстрее. После разрушения ингибиторов возобновляется процесс коррозии металла и окисления алюминия , вступающих в контакт с этиленгликолевой основой антифриза. Поэтому замена таких антифризов раз в 2-3 года обязательна.
Силикатные антифризы сейчас распространены больше чем остальные. Но в разных странах ингибиторы применяются разные в зависимости от условий эксплуатации в США и Японии, фосфатные. В Европе больше распространены силикатные.
Кстати Тосол также относится к этой группе антифризов. В нем используются боратно-нитритные ингибиторы.
Этиленгликолевые с органическими ингибиторами (карбоксилатные).
С середины 90х годов антифризы с неорганическими ингибиторами коррозии, начали проигрывать рынок более совершенными карбоксилатными, с ингибиторами на основе металлических солей (карбоксилатов). Карбоксилаты не покрывают всю поверхность защитным слоем, а образуют пленку только в местах контакта с металлическими и алюминиевыми поверхностями. Так как в процессе используется меньше ингибиторов, увеличился срок службы антифриза до 5 ти лет. При замене антифриза с неорганическими ингибиторами на карбоксилатный, требуется тщательная промывка системы охлаждения, иначе у карбоксилатного антифриза резко сокращается срок жизни до 2-3 лет, а то и меньше. Это связано с тем что сначала карбоксилатам придется растворить весь защитный слой который был образован его предшественником с неорганическими ингибиторами. Если отложений очень много, то резко повысится вспениваемость антифриза и может подняться осадок в виде взвеси. Из-за повышенной текучести после замены могут появиться течи которые образуются в результате меньшей текучести и меньших требований к герметичности у антифриза предыдущего поколения. Смешивание неорганического и карбоксилатного антифризов не рекомендуется.
Гибриды.
Как следует из названия данные антифризы в пропорциях содержат соли как карбоновых кислот так и фосфаты, они дешевле карбоксилатных, но и срок жизни у данных антифризов составляет около 2-3 лет.
Лобридные.
На данный момент самые передовые антифризы содержат металлические соли и соединения кремния. Обеспечивают более хорошую защиту от коррозии. Обладают более высокой температурой кипения до 135 градусов. По данным производителей могут сохранять свои свойства в течении 10 лет или 200 тыс.км. пробега. Концерн VW проводит заливку данного антифриза на конвейере с 2008 года (G12++ / VW TL 774-G).
Пропиленгликолевые.
Этиленгликоль ядовит и может при попадании вызывать раздражения кожи и слизистых оболочек. Но не смертелен, если конечно не пить. В данных антифризах этиленгликоль заменен на более экологичный и безопасный пропиленгликоль. По свойствам аналогичны антифризам на этиленгликолевой основе последних поколений. Но широкого распространения пока не получили в основном жидкости на базе пропиленгликоля используются в качестве теплоносителя в системах отопления.
В заключении.
Выбор антифриза производится в основном по рекомендациям производителя из сервисной книжки конкретного автомобиля. Но случаются ситуации когда доливка необходима, а марка антифриза неизвестна. В данном варианте все зависит от того, как где и у кого вы обслуживаете свой автомобиль. Если есть возможность позвонить и спросить у дилера какая жидкость заливается в ваш автомобиль, если автомобиль куплен недавно позвонить старому хозяину. Если есть сервисная книжка у вас под рукой посмотреть в ней. Если вариантов узнать точно тип жидкости нет, то покупать просто качественный антифриз и заливать или доливать.
Желаю всем ровных дорог.