Современный мир переполнен информацией. На сегодняшний день гораздо большее значение приобретает источник информации.
Среди большого числа профессионалов своего дела, особого внимания заслуживает Михаил Лабковский - человек, отдавший несколько десятилетий своей жизни изучению психологии и непосредственной практике.
Для меня особой ценностью является его умение кратко и емко формулировать мысли. Его фразы оказываются порой гораздо глубже целых статей на данную тему.
Вот 10 отличных советов от гуру психологии Михаила Лабковского:
1. Воспитывать - не значит объяснять как надо жить. Это не работает.
Личный пример и собственное поведение - вот что является для ребенком ориентиром. И совершенно не важно что вы при этом говорите!
2. Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.
Все очень просто: ребенок обучается той модели поведения, которую вы ему даете. Как вы говорите, с какой интонацией и на что обращаете излишнее внимание - все это станет границами и правилами с вами лчино. Так что слезные причитание "в кого же он такой уродился?!" и "как она со мной разговаривает?!" - вопросы исключительно к самим родителям.
3. Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Ребенок должен ощущать, что родители - это добрые, но сильные люди, которые могут его наказать, но действуют в его интересах и его любят.
Ребенку неизвестны границы, правила и нормы, которыми руководствуетесь вы лично. Поэтому важно до него донести, что приемлемо, а что нет. Бывает, что процесс не такой простой и очевидный, как кажется взрослым людям.
4. Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.
И здесь так же речь идет о той модели поведения, которую демонстрируют родители. Плохое настроение, раздражительность, постоянная усталость и депрессивные состояния воспринимаются детской психикой, как нормальное поведение и реакция на жизнь. С такой установкой он и пойдет во взрослую жизнь.
5. Карманные деньги должны быть у ребенка лет с шести. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам.
Да, это то же один из способов воспитания и развития необходимого навыка для жизни. Отношение с материальными ресурсами - это то, с чем человек будет сталкиваться на проятжении всей своей жизни.
6. Следить за тем, что бы ребенок был одет, обут и накормлен - это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно.
Общение, внимание и участие - то, что могут дать родители. Так у ребенка будет формироваться уверенность и нормальное отношение к миру. Вместе с тем он будете более уверен в себе и будет меньше испытывать проблем в общении.
7. Если в начальной школе ребенок не справляется с программой, если вам подолгу приходиться сидеть над уроками - проблема не в ребенке, а в школе. Меняйте школу. Сложнее - не значит лучше!
Тут, по большей части, речь идет о проработке проблемы у самих родителей. Необходимо признать для себя: мнение большинства - не значит истина. Вполне реально найти то общество людей, где процесс обучение будет более доступным и понятным именно для вашего ребенка.
8. Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют.
По сути, такими действиями вы воспитывайте в ребенке самостоятельность, ответственность и предоставляете ему уникальный опыт самому решать свои проблемы. Это будет бесценное качество во взрослой жизни.
9. Говорить с детьми надо о жизни вообще, а не о том, как надо жить. Если же родитель может говорить с ребенком только о проблемах - него проблема.
Хотя бы раз запишите то, о чем вы говорите в семье и со своими детьми. Послушайте и задумайтесь, какой посыл вы даете, с каким настроением и какие выводы хочется сделать после общения с вами лично.
10. Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на низ своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?
Что тут сказать? Даже добавить нечего!