Никогда не думай, что ты достиг нужной ступени понимания. Всегда говори себе: «Этого недостаточно».
Хакагурэ
— Зачем тебе дурацкий наряд кролика?
— А зачем тебе дурацкий наряд человека?
Донни Дарко
Джемианские драконицы всегда отличались прекрасными манерами и мирным характером. В день, когда на их планету напали захватчики и вывели из строя электронику, драконицы связались со своими друзьями, людьми с планеты Земля, и попросили о помощи. Драконицы привыкли к удобствам цивилизации и не знали, как выживать без своих роботов, антигравов и аппаратов по приготовлению пищи.
Джефф, кадет космической академии, и его друг робот Норби после ряда приключений оказались в логове захватчиков и разговорились с одним из них. Оказалось, раса хлено (так они себя называли) когда-то давно жила на суше. Интенсивное использование технологий вызвало таяние льдов на полюсах планеты, уровень океана вырос и затопил сушу. Теперь хлено приходилось жить под водой, в специальном куполе. С тех пор хлено считали технологии злом и путешествовали с планеты на планету, очищая те от электроники.
Когда они посетили планету дракониц, они пришли помочь, а не навредить.
Эту историю написал фантаст Айзек Азимов. Она показывает, насколько по-разному можно смотреть на одну и ту же реальность.
Как бы спорно это ни звучало, любой человек имеет своим мотивом наилучшие побуждения. Часто, творя "зло", люди убеждены, что делают что-то правильное.
Наши убеждения формируются на основе личного опыта. Но сам по себе опыт — голый набор фактов. В убеждения он превращается после процесса интерпретации.
Например, хлено имеют негативный опыт с технологиями и делают вывод: технологии = плохо. Они могли бы сделать другой вывод, что технологии нужно использовать с умом и следить за тем, как они воздействуют на окружающую среду. Но под влиянием эмоций хлено полностью отрицают технологии.
У дракониц опыт иной: роботы, оставленные на планете более древней цивилизацией, были для них менторами и мудрыми советчиками; технологии позволили драконицам избавиться от бытовых хлопот и посвятить себя более увлекательным вещам. Они интерпретируют опыт следующим образом: технологии = просвещение и комфорт.
Возникает конфликт убеждений.
Убеждения сами по себе — удобная штука. Они позволяют нам находить общий язык с окружением и лишний раз не ломать голову над тем, как вести себя в повседневных ситуациях. Но часто убеждения ограничивают наше восприятие реальности и мешают развиваться.
Например, если мы верим, что нам плохо дается математика, мы во всем вокруг будем видеть подтверждение этому. Если не получится с первого раза решить задачу, мы бросим ее, заявив, что математика слишком сложна. На самом деле, проблема в том, что мы недостаточно усердны. Если мы провалим контрольную, мы скажем: «я же говорил», если не провалим, скажем: «просто повезло». Так работает мертвая петля самоподтверждений: у нас появляется потребность что-то сделать, мы прогоняем ее через фильтр убеждений, затем действуем в соответствии с убеждениями и получаем результат, который также подтверждает убеждения.
Такие мертвые петли могут быть и полезны. Например, возьмем убеждение «Все люди хорошие, с ними просто нужно уметь подружиться». Если на работе нам попадается трудный коллега, у нас появляется потребность исправить напряженные отношения. Зная, что все люди хорошие, мы терпеливо находим подход к человеку, узнаем его положительные стороны и интересы, налаживаем контакт и получаем результат — дружеские отношения. Такой результат подтверждает наше убеждение и формирует потребность заводить больше друзей.
Отличить полезную петлю от той, что приносит вред, просто: если в какой-то сфере все идет хорошо, значит там работает полезная петля; если в чем-то вы буксуете на месте, значит нужно провести ревизию убеждений. Бывает сложно разобраться в причине самостоятельно, можно попросить помощи у людей, которые давно вас знают. Спросите их: «Как думаешь, почему в этом деле у меня ничего не получается?». Случается, что у наших близких обнаруживаются те же убеждения, что и у нас, тогда можно поговорить с людьми, добившимися успеха в той сфере, которая у вас идет туго. Спросите их, с какими трудностями они столкнулись, каково их жизненное кредо, во что они верят.
Вы попадали в ситуацию, когда слова другого человека казались вам совершенно бессмысленными? Возникало ощущение, что он сошел с ума или специально дурит вам голову. Но, возможно, дело снова в разных убеждениях. Представим, что реальность — это почва под нашими ногами. Мы не можем охватить всей реальности, но мы исследуем ее кусок и на основе своего опыта строим многоэтажку представлений о мире. Другие люди делают то же самое. В каких-то местах наши многоэтажки накладываются друг на друга, и возникает зона понимания. Это зона одинаковых убеждений, в ней мы прекрасно ладим. Но у других людей есть также зоны собственных убеждений, которые не соприкасаются с нашими. Когда человек ведет себя в соответствии с такими убеждениями, он кажется нам странным, нелогичным, глупым, раздражающим или опасным. Все потому, что мы не говорим на языке его убеждений.
Понять чужие жизненные установки вполне возможно. Для этого нужно быть любопытным, задавать вопросы, интересоваться, что движет человеком, как он пришел к тем или иным выводам, на основании какого опыта он вывел свои жизненные формулы.
Часто люди вступают в конфликт, потому что говорят на разных языках. Если вы попали в подобную ситуацию, представьте, что перед вами инопланетянин. Забудьте все свои убеждения, ведь инопланетянин не может знать ваших правил и жизненных установок. Выслушайте его внимательно, вникните в его мотивы, поймите, что им движет. Только посмотрев на мир чужими глазами, вы сможете найти решение, которое подойдет вам обоим.
У каждого существа и вещи есть своя особенная жизненная история. Иногда она открывается нам через устный пересказ, иногда — через наблюдение со стороны. Жизненные истории не только интересны, но и содержат в себе уроки. И точно так же, как вы — главный герой своей истории, каждый человек, животное и любой другой объект являются главными героями собственных историй. Даже у камней есть истории.
Если относиться к людям, животным и вещам с уважением и вниманием, вам будет открываться все больше историй.
Тогда весь мир станет вашим учителем.