В 10-х годах 20-го века выходит знаменитая книга "Великая иллюзия" известного экономиста Нормана Энджелла. Мыслитель утверждал: война в современном мире невозможна!
Экономист сформулировал три группы доводов, по которым война невозможна:
- Моральные. Воевать — плохо. С этим согласны все. Но Энджелл указывал на сильнейшее рабочее движение, существовавшее в те годы и выступавшее против войны. Казалось, стоит объявить войну и раздать оружие будущим солдатам, значительная часть которых состояла в коммунистических и социалистических партиях, как ружья повернутся против генералов. В таких условиях воевать невозможно.
- Технические. Боевые отравляющие вещества, авиация и другие средства разрушения настолько сильны, что воевать в таких условиях сущее безумие. Война унесет настолько много человеческих жизней, что никто не станет использовать смертоносное вооружение. Боевые газы — восклицает Энджелл в книге — не столько угроза войны, сколько гарантия мира.
- Экономические. Экономики всех потенциальных противников тесно переплетены друг с другом. Разрушение экономики противника немедленно отразится на победителе. Выигравшей стороны не будет, если сравнить с выгодой, которая могла бы существовать в мирное время.
История опровергла доводы Энджелла, но интересно: автор не отказался от своих концепций и продолжал настаивать на своей правоте. По мнению экономиста, и Франция и Англия по результатам Первой мировой, конечно, стали победителями и получили выгоду. Но если бы не было войны, прибыль была бы еще больше.
Разбирать доводы Энджелла бессмысленно. За теоретиков это выполнила история. Интересно другое. Все три довода удивительным образом повторяются сегодня.
Моральный довод
Рабочий Интернационал, сравнимый с существовавшим столетие назад, конечно, отсутствует. Но ведь и тот, что был в 1914 году не только не воспротивился началу боевых действий, но кое-где и поддержал.
Антивоенный потенциал существовавшего в то время 2 Интернационала оказался настолько мал, что вопрос о создании нового поднимается в самом начале войны, в ноябре 1914 года, но создается только в 1919 году.
Причины такого резкого расхождения ожиданий именитых экономистов с практикой многократно разобраны и заключаются в недооценке совокупной прибыли, которая была бы получена за счет победы над врагом, захвата его рынков и производственных комплексов.
Низшие слои тогдашнего общества могли рассчитывать на, не сказать чтобы сильное, но все же улучшение своего положения за счет ухудшения противника. Этих ожиданий хватило на шовинистический запал на протяжении нескольких лет войны. Потребовалось убедиться в затяжном характере кризиса, испытать ухудшение уровня жизни вместо ожидавшегося улучшения чтобы солдаты перешли на антивоенные позиции.
Фактически, войну завершил российский и немецкий солдат, повернувший оружие против своего правительства в октябре 1917 и ноябре 1918 года соответственно.
Сегодня положение практически зеркально повторяется с тем, что было накануне Первой мировой. Разве что, вместо 2 Интернационала множество антивоенных организаций во всех потенциально воюющих странах, которые не имеют ни силы, ни влияния.
Ожидают ли российские, японские, американские или китайские жители улучшения уровня жизни в случае быстрой победы на противником? Очевидно, ответ может быть только положительным. Другое дело, что быстрая война невозможна. Но она не была возможна и в 1914 году, что не помешало ей начаться.
Технические причины
Боевыми отравляющими газами сегодня никого не удивить, а вот атомная бомба пугает. Страшное оружие, которое уже применялось в человеческой истории дважды. Может ли бомба стать причиной отсутствия войны? Вряд ли. В конце концов, те же самые ожидания люди возлагали на боевые газы, танки, пулеметы и многие другие виды вооружения.
Но значит ли это, что войны не будет? Во Второй мировой войне Германия обладала огромным запасом боевых отравляющих газов, которые не использовались ни в 1941, ни в 1945 году против противников.
В 1941 году передовые немецкие части стояли у ворот Москвы. Германия уже доставила несколько вагонов гранита для создания памятника победителю. Ныне этот гранит использован в облицовке двух домов на улице Горького, после переименования — Тверской. В таких условиях, когда нацисты чувствовали собственную безнаказанность, можно творить что угодно. Но газ не был пущен в ход в боевых действиях.
Не был газ пущен и в 1945 году, когда поражение Германии было очевидно. Причина в обоих случаях одна и та же. Не у одной Германии есть запасы отравляющих веществ. Если бы вдруг Гитлер использовал запрещенное оружие, другие воюющие страны немедленно бы опустошили всю Германию до такой степени, что до сих пор никто не мог бы жить на этой территории.
Соблюдение гарантий для руководителей ведущих стран — неизменный спутник войны. После Первой мировой никто не судил Германию за применение запрещенных газов, а по итогам Второй мировой японский император даже не лишился трона. Все, что ему сделали — вынудили признать: императорский род не ведет своего происхождения напрямую от богов.
По этим же причинам лидеры нацистской Германии после перелома в войне озаботились уничтожением документальных следов собственных преступлений. Да и под суд лидеров наци отдали только под давлением Советского Союза.
Таким образом, можно заключить: атомная бомба не служит гарантом мира. Она или не будет пущена в ход, либо будет использоваться только вооружение такой мощности, которое сравнимо с обычными типами бомб.
Экономические доводы
Экономики ведущих стран действительно переплетены самым причудливым образом. Это было в 1914 году, в 1939 и в 2020. Степень переплетения только растет. Доходило до смешного. Так, в 1940 году США отправляли по ленд-лизу помощь Англии, которую сами англичане отправляли в невоюющий Советский Союз, где эта еда по договору между Сталиным и Криппсом благополучно отправлялась в Германию в обмен на станки и средства производства.
Еду-то немцы быстро съели, а победа в Великой Отечественной Войне ковалась, в том числе, на станках с замазанной на корпусе свастикой. Гениальное решение советской дипломатии со всей очевидностью показывает степень переплетения экономик друг с другом. Значит ли это, что войны в де-факто единой экономике не будет?
Нет, не значит. Эта единая экономика наполнена противоречиями, главное из которых — противоречие между разными монополиями за рынки сбыта. Основные центры силы сегодня находятся в Соединенных Штатах и Китае, поэтому конкуренция между монополиями протекает в форме межгосударственного противоречия. Такое противоречие неизбежно заканчивается войной.
Избежать войны невозможно. Монополии жизненно нуждаются в расширении рынков сбыта, без этого они проиграют. Но новые рынки можно получить лишь в результате войны.
Война неизбежна?
Новая мировая война неизбежна. Она была неизбежна в 1913 году, в 1938 году и сегодня. Утверждения, будто мировая война началась «внезапно», строго говоря, не заслуживают вообще никакого рассмотрения. Такие глобальные мероприятия как мировая война неизбежно готовятся очень задолго. Хотя бы в виде разработки нового вооружения, обучения солдат и прочих подобных действий.
Но неизбежность мировой войны значит и неизбежное разрушение многочисленных государственных институтов, целых стран. В таких условиях власть в этих государствах будет, в буквальном смысле слова, валяться под ногами.
И подобрать ее сможет каждый, кто решится.