Когда мы с дочерью были в Париже, особенно интересно было гулять по каким-либо знаковым точкам. Например, места комиссара Мегрэ, или мушкетёров. Мы гуляли по локациям фильма "Амели", и это была самая удачная прогулка!
Потому и по Питеру в очередной наш приезд тоже захотелось гулять не просто так, а "со смыслом".
Читая "Преступление и наказание", мы как себе представляем перемещения Раскольникова?... Питерцы, скорее всего, местность знают, а вот мы, москвичи и прочие "иногородние", конечно, читая роман, в карту не смотрим. И кажется, что Раскольников мечется по всему Петербургу. И не очень понятно - как он решился на убийство, вроде же не маньяк-преступник...
А оказывается, что все локации, описанные в романе, расположены совсем рядом, на одном пятачке, буквально 3 улицы, буквально 10-15 минут пешком.... (Карта в конце рассказа)
Начинаем маршрут с Сенной площади.
Это был "злачный район", главная трущоба города. Здесь были собраны все убийцы, проститутки, воры, весь криминалитет, и даже полиция не требовала здесь соблюдения благопристойности. Здесь же располагался Сенной рынок, где продавали сено, стояли лошади, и желтый цвет домов, упоминаемый в романе, - не покраска, а осевший испарениями на стены и окна конский навоз.
Имя Пётр переводится как "камень", и для Достоевского имя Пётр - всегда имя отрицательного героя, тк он, будучи русофилом, ненавидел западника Петра I. Петербургское пространство для Достоевского станет пространством смерти - а просветление и покаяние придет к Раскольникову только очень далеко от Петербурга, в Сибири.
Кроме того, пространство Петербурга в романе очень кривое - Раскольников делает крюки, наматывает круги, проходя по улицам, и даже старое название канала Грибоедова - канава Кривуши.
Переходим канал по Кокушкину мосту:
Кокушкин мост - "Топографическое чудо" - с него мы можем увидеть ВСЕ точки, все адреса романа "Преступление и наказание".
И вот тут-то нас, иногородних, и ждёт самое большое открытие! Оказывается, Раскольников метался по довольно небольшому району, это буквально "пятачок", который можно охватить одним взглядом!
И! Про Кокушкин мост писали еще Пушкин, Гоголь снимал тут квартиру, и герой его "Записок сумасшедшего" тоже ходит через Кокушкин мост, Лермонтов упоминает этот мост в поэме "Штосс", а т.к. Сенного мостика тогда еще не было - то все герои всех произведений в этом районе ходили именно через Кокушкин мост.
Буквально в паре шагов вглубь Столярного переулка -
Здесь, к сожалению, просто жилые дома. И хотя я и читала, что тут организовано типа самосозданного поклонниками музея (как у нас лестница на Б.Садовой, расписанная цитатами из Булгакова), но на самом деле всё чисто покрашено, и нет никаких отметок, что здесь что-то такое было). И обратите внимание слева на стену - там табличка почти вровень с нижней частью окна - это вот что:
Выходим из переулка на соседнюю улицу, и видим дом с "тупым уродливым углом, выходящим на канаву" - дом Сони Мармеладовой.
Пройдем вдоль канала еще чуть.
Вознесенский мост, на котором задавили Мармеладова, и упала чахоточная Катерина Ивановна. Здесь же Лужин снял номера для сестры Раскольникова Дуни и их матери:
А бледно-желтый дом слева перед домом с красной башенкой - это тот самый дом Сони Мармеладовой, с фото выше. Понимаете, насколько всё рядом?!...
Сойдём с моста на улицу, и посмотрим назад. Вот он, этот мост, справа:
Новый серый дом (самый высокий) стоит на месте полицейской конторы, где служил Порфирий Петрович (канал Грибоедова, 85).
Дом, выходящий на Сенной мостик - здание полицейской конторы, здесь и сейчас "профильное заведение", ОМОН. Так работает "память места"....
А от мостика налево уходит Средняя Подъяческая улица, где на 4м этаже жила старуха-процентщица. И сейчас у дома осталось 2 выхода, как и в книге - один на улицу (справа за углом, на фото не видно, но он есть), другой на "канаву" (подъезд с крышей за автомобилем):
А если, не сходя с места, повернуться кругом - то за спиной фотографа дальше по улице виден крест Никольского собора (тоже упоминается в романе, после убийства старухи):
А вот карта прогулки:
21 минута по Гуглу, а на местности, широким быстрым шагом, срезая углы, от своего дома до дома старухи, выйдет даже меньше..... Как раз минут 15. То есть - для воспалённого мозга Раскольникова пробежать это расстояние минут за 7-10, не успев "охолонуть", убить старуху и убежать - вполне реально, это не литературное преувеличение его сумасшествия.
И только дома прийти в себя.... И ужаснуться содеянному....
Вот так, на местности, мы намного лучше поняли, "что хотел сказать автор".
(Отметка на Казначейской ул. - дом Достоевского, у него вообще в Питере было более 20 адресов, и все были в угловых квартирах (в тупом срезанном углу дома) и обязательно с видом на храм)
А вы любите ходить по литературным или киношным местам? Может, посоветуете что-то?... Скоро длинные майские выходные, а потом лето - давайте делиться местами и локациями!
Ставьте лайк моему рассказу, и подписывайтесь на мой канал - этим вы порадуете меня и поможете развитию и продвижению канала.