Найти тему

Полеты, которые забыть нельзя

В самые тяжелые для нашей страны дни, когда фашисты подошли к Москве, был подписан приказ о формировании трех женских боевых авиаполков. Вчерашние студентки, работницы, курсанты аэроклубов, став солдатами, наравне с мужчинами несли тяжелую ношу вой­ны. О подвигах отважных летчиц, воспитанных Ленинским комсомолом, рассказывают книги, спектакли, фильмы...

Светлой памяти советских женщин, защищавших небо Родины от гитлеровских захватчиков, посвящена новая картина Центральной студии детских и юношеских фильмов имени М. Горького — ​«В небе «ночные ведьмы». Режиссер-постановщик фильма Герой Советского Союза Евгения Андреевна Жигуленко прошла в полку ночных бомбардировщиков путь от предгорий Кавказа до Берлина. На ее боевом счету 968 ночных вылетов в тыл врага и за линию фронта. Она участвовала в боях за Севастополь, освобождала Крым. После вой­ны майор Е. А. Жигуленко окончила военно-политическую академию имени В. И. Ленина. И вдруг дебют в кино.

С ВОПРОСА О ТОМ, КАК ОНА ПРИШЛА В КИНЕМАТОГРАФ, И НАЧАЛАСЬ НАША БЕСЕДА С ЕВГЕНИЕЙ АНДРЕЕВНОЙ.

— Несколько лет назад, неожиданно для многих, я поступила на режиссерский факультет ВГИКА и в 1976 году закончила мастерскую художественного кино, — ​расска­зывает Евгения Андреевна. — ​Очевидно, сказалось желание выразить пережитое новыми выразительными средствами. И так как главные годы жизни связаны с авиацией (дирижаблестроительный институт, аэроклуб, боевой авиа­полк), очевидно, становится понятным мое стремление рассказать с экрана о женщинах-летчицах. Кстати, моей дипломной работой в институте был короткометражный фильм «Одни сутки из тысячи ста» — своеобразный эскиз к первой большой картине.

 Журнал «Гражданская авиация» ,  №5, 1982 г.
Журнал «Гражданская авиация» , №5, 1982 г.

КАК РОДИЛОСЬ НАЗВАНИЕ ФИЛЬМА? ПЕРЕКЛИКАЮТСЯ ЛИ БИОГРАФИИ ВАШИХ ФРОНТОВЫХ ПОДРУГ С СУДЬБАМИ ГЕРОЕВ КАРТИНЫ? ЕСТЬ ЛИ ЭПИЗОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВАШИМ УЧАСТИЕМ?

— «Ночными ведьмами» прозвали фашисты в годы Великой Отечественной вой­ны летчиц женского авиаполка ночных бомбардировщиков, возглавляемого Евдокией Давыдовной Бершанской. Нам тогда было от 16 до 25 лет. Но ни молодость, ни неуклюжие с виду «небесные тихоходы» У-2 не мешали наносить точные бомбовые удары по врагу. Фашистам не было покоя от наших полетов. Вот тогда и прозвали они нас «ночными ведьмами». Для меня и моих подруг это прозвище было высшей оценкой нашего вклада в победу.

В основе фильма, бесспорно, лежит история 46-го гвардейского Таманского авиаполка ночных бомбардировщиков.

Многие эпизоды фильма соответ­ствуют реальным событиям, в которых участвовали наши У-2. Это и помощь морскому десанту близ Керчи, когда мы со своих тихоходов сбрасывали мешки с боеприпасами, продовольствием, медикаментами и почтой. И страшная ночь над Таманским полуостровом, когда в воздушном бою погибло восемь моих подруг. И дерзкие полеты в Белоруссии, когда за одну ночь каждая из нас выполняла до четырнадцати вылетов в тыл врага…

Но картину нельзя считать хроникой или биографией полка. Наш фильм скорее рассказ о женских судьбах на вой­не. Став боевыми летчицами, они отлично выполняли в небе мужскую работу… Но в короткие минуты отдыха «ведьмы» мечтали о доме, счастье, любви, тосковали о родных и близких, о любимых. Смело и дерзко бомбили девушки вражеские штабы и переправы. Но в их сердцах не было места ожесточению. Долг перед Родиной вел их на подвиг.

Конечно, многие мои боевые подруги угадают себя в фильме, узнают черты боевых соратниц.

В картине есть такой эпизод. Штурман Галя Поликарпова самовольно покидает госпиталь. Выпрыгивает в окно, садится в попутный мотоцикл, успевает на самолет, на котором за ней прилетели подруги. Похожий случай был и в моей жизни. Весной 1945 года, когда мы воевали в Восточной Пруссии, меня положили в госпиталь с сотрясением мозга. Как же мне не хотелось, чтобы вой­на без меня закончилась!

Рано утром выбралась я из палаты в окно. Смотрю, во дворе водитель грузовик заводит. Залезла в кузов, спряталась в кадушку, накрывшись брезентом. А когда отъехали подальше, постучала в кабину. Водитель понял меня с полуслова, даже в кабину посадил… Досталось мне тогда от командира полка! Зато победу встретила вместе с боевыми подругами.

Тем не менее, все героини картины — ​это прежде всего собирательные образы женщин-фронтовиков. В первые же дни вой­ны они добровольно пришли в военкоматы, чтобы вместе со своими отцами и старшими братьями отправиться на фронт.

— ГДЕ ПРОХОДИЛИ СЪЕМКИ КАРТИНЫ? КАКИЕ АКТЕРЫ ЗАНЯТЫ В НЕЙ, КТО НАПИСАЛ МУЗЫКУ ДЛЯ ФИЛЬМА?

— Съемки велись в основном в Крыму, в местах бывшего базиро­вания авиаполка. Трудностей, конечно, было много. Где, скажем, теперь сыскать «живые» самолеты У-2, на которых летали «ночные ведьмы»? Но мы решили и эту проблему. Когда смотришь картину, не покидает ощущение, что перед тобою действительно те знаменитые «тихоходы» Поликарпова с настоящими бомбами под плоскостью.

Сознаюсь, фильм рождался не скоро. Вместе с Владимиром Валуцким не раз переделывали сценарий. Долго подбирали актеров на главные роли. Остановились на хорошо знакомых и любимых кинозрителями Валерии Заклунной, Нине Меньшиковой, Валентине Грушиной. В фильме занята также группа молодых актеров и школьник Дима Замулин. Он играет сына женского авиаполка — ​Федю, спасенного летчицами. Мальчик становится всеобщим любимцем, командир эскадрильи назовется его второй мамой. Но в трудном ночном полете она погибает, и Федор во второй раз становится сиротой.

На мой взгляд, поэт Е. Евтушенко и композитор Е. Крылатов написали для картины прекрасную песню «Погибшие в небе за Родину становятся небом над ней». Песня как бы раскрывает главную идею фильма. Да, мы воевали. И все же совсем другое у нас предназначение. Наше прошлое должно служить будущему.

Журнал «Гражданская авиация» , №5, 1982 г.

-3