Найти в Дзене
ЮрАнгел

Про защиту бренда

Photo by Nik Shuliahin on Unsplash
Photo by Nik Shuliahin on Unsplash

Прочитала книгу Дарии Бикбаевой "Включите сердце и мозги. Как построить успешный творческий бизнес" издательства МИФ. Во время чтения наткнулась (ох, это всегда. Даже когда мультики смотрю. "Простоквашино", например, - сплошной сборник юридических кейсов!) на повод вам полезное рассказать.

"̤Е̤с̤л̤и̤ ̤в̤ы̤ ̤п̤р̤и̤д̤у̤м̤а̤л̤и̤ ̤д̤о̤с̤т̤о̤й̤н̤о̤е̤ ̤и̤м̤я̤ ̤и̤ ̤с̤о̤з̤д̤а̤л̤и̤ ̤в̤и̤з̤у̤а̤л̤и̤з̤а̤ц̤и̤ю̤ ̤б̤р̤е̤н̤д̤а̤,̤ ̤и̤м̤е̤е̤т̤е̤ ̤н̤а̤п̤о̤л̤е̤о̤н̤о̤в̤с̤к̤и̤е̤ ̤п̤л̤а̤н̤ы̤ ̤п̤о̤к̤о̤р̤е̤н̤и̤я̤ ̤в̤с̤е̤л̤е̤н̤н̤о̤й̤,̤ ̤-̤ ̤п̤и̤ш̤е̤т̤ ̤Д̤а̤р̤и̤я̤,̤ ̤-̤ ̤н̤а̤й̤м̤и̤т̤е̤ ̤х̤о̤р̤о̤ш̤е̤г̤о̤ ̤ю̤р̤и̤с̤т̤а̤,̤ ̤к̤о̤т̤о̤р̤ы̤й̤ ̤п̤о̤м̤о̤ж̤е̤т̤ ̤в̤а̤м̤ ̤з̤а̤р̤е̤г̤и̤с̤т̤р̤и̤р̤о̤в̤а̤т̤ь̤ ̤в̤а̤ш̤ ̤б̤р̤е̤н̤д̤ ̤н̤а̤ ̤р̤ы̤н̤к̤е̤ ̤в̤а̤ш̤е̤й̤ ̤с̤т̤р̤а̤н̤ы̤ ̤и̤л̤и̤ ̤з̤а̤ ̤р̤у̤б̤е̤ж̤о̤м̤.̤ ̤Э̤т̤о̤ ̤п̤р̤о̤ц̤е̤с̤с̤ ̤н̤е̤ ̤б̤ы̤с̤т̤р̤ы̤й̤ ̤и̤ ̤н̤е̤ ̤д̤е̤ш̤е̤в̤ы̤й̤,̤ ̤н̤о̤ ̤о̤ч̤е̤н̤ь̤ ̤в̤а̤ж̤н̤ы̤й̤,̤ ̤т̤а̤к̤ ̤к̤а̤к̤ ̤э̤т̤о̤ ̤о̤б̤е̤з̤о̤п̤а̤с̤и̤т̤ ̤в̤а̤ш̤ ̤б̤р̤е̤н̤д̤ ̤о̤т̤ ̤к̤р̤а̤ж̤и̤ ̤и̤ ̤с̤д̤е̤л̤а̤е̤т̤ ̤н̤е̤в̤о̤з̤м̤о̤ж̤н̤ы̤м̤ ̤и̤с̤п̤о̤л̤ь̤з̤о̤в̤а̤н̤и̤е̤ ̤п̤о̤д̤о̤б̤н̤о̤г̤о̤ ̤н̤а̤з̤в̤а̤н̤и̤я̤ ̤и̤л̤и̤ ̤г̤р̤а̤ф̤и̤ч̤е̤с̤к̤о̤г̤о̤ ̤р̤е̤ш̤е̤н̤и̤я̤ ̤к̤о̤н̤к̤у̤р̤е̤н̤т̤а̤м̤и̤"̤.̤

Помимо того, что идея нанять юриста - далеко не _всегда_ дельная, Дария ошибается здесь, и несколько раз.

Разбираем.

1. Не ошибка (устами непрофессионала для непрофессионалов, конечно), но. Правовой категории "бренд" - нет. Более того, то, что включает в "бренд" Дария (и все другие авторы, говорящие о бренде), не описывается полностью правовыми категориями. Почему это важно? Потому что когда вы пойдете за правовой защитой бренда, вам придется оперировать именно правовыми категориями.

К бренду можно привязать категории "произведения", "товарный знак", "товарная/торговая марка", "фирменное наименование", "промышленный образец", "наименование места происхождения товара", "репутация", "коммерческое обозначение" и "средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг".

2. Для защиты нужна регистрация?

Это не всегда так. Для защиты некоторых из этих сущностей (товарного знака, например, или промышленного образца) действительно нужна предварительная регистрация, без которой сущности, считайте, нет. И защищать нечего.

Но для других - авторских произведений, например, никакая регистрация не нужна. Они существуют юридически с момента создания, и право на защиту возникает автоматически.

Самое важное, что защитить "репутацию" и "средства индивидуализации" (тот самый фирменный стиль, который делает бренд узнаваемым) можно без регистрации.

Вам придется доказывать, что:

- вы создали и использовали эти средства индивидуализации

- вы создали репутацию бренда

- все это дает очевидные бизнес-преимущества

- кто-то нагло и без вашей воли использует эти преимущества, прикидываясь вами.

Но среди доказательств нет "регистрации бренда".

3. Регистрация товарного знака или фирменного наименования обезопасит ваш бренд от кражи?

Нет. От кражи может обезопасить только два деяния: не создавать ничего или отдать своей волей.

Но регистрация, конечно, может быть одним из доказательств того, что бренд - ваш, и придумали вы его раньше, чем злоумышленники.

4. Регистрация сделает невозможным использование?

Нет, не сделает - использовать можно и незаконно. Подумайте еще и о том, что помимо расходов на регистрацию вам придется нести и расходы на отслеживание использования, и расходы на последующую защиту. Уверяю вас, _вот тут_ вам точно не обойтись без хороших юристов.

Если ваш бренд все-таки украли, то в помощь вам (помимо норм об авторском праве и промышленной собственности) - сила ФАС и нормы главы 2.1 закона о защите конкуренции - "Недобросовестная конкуренция".

Редкий случай, когда каштаны из огня можно таскать государственными руками.