Найти тему
КОРНЕЙ ПРУТКОВ

Энциклопедия советской жизни 60-70-х. ч.2

(начало тут)

И. Ефремов, на мой взгляд, с литературной точки зрения довольно маловыдающийся автор. Он громоздок, нуден, слишком прямолинеен и, местами, скучен.

Его гранж-перепады от шпионского сюжета к пространнейшим научным лекциям слишком уж часты, а сами эти лекции – точь-в-точь из психиатрической/геологической/историко-культурологической монографии.

Убежден, что сократи он своё “занудство” раза в три, - вышел бы крутейший интеллектуальный детектив уровня Умберто Эко. А если бы он в пять раз урезал, то по читаемости никакой мистер Дэн Браун не догнал бы.

Иллюстрация к "Лезвию бритвы" Галины Яремчукu
Иллюстрация к "Лезвию бритвы" Галины Яремчукu

Я несколько иронизирую, но парадоксальным образом Ефремов как раз и не ставил во главу угла своего романа беллетристичность.

Такое чувство, что острый шпионско-детективный сюжет, гипноз, опыты с ЛСД он рисует вынужденно – только, чтобы связать всё то потрясающее, что уже не помещалось в его существе. Именно этот блеск устремленных в бесконечную Вселенную прекрасных глаз! Вот что я ощутил, читая (слушая) сегодня “Лезвие бритвы”.

Советская романтика. Изображение: fishki.net
Советская романтика. Изображение: fishki.net

Хочется отметить и великолепно нарисованные (отраженные из реальной советской жизни 60-х) отношения мужчин и женщин. При прослушивании романа я вдруг понял, что это именно тот формат отношений, который так близок мне! Который фантастически резко контрастирует с настоящим. И который я, похоже, впитал с молоком матери.

Без входящего в угар феминизма, без бесхребетного мужского зайчик-инфантилизма, без глупо моргающих приклеенных ресниц, без пустующих глазниц “умерших для мира”. Нормальные прекрасные тянущиеся к познанию мира девушки, красивые и внутренне и внешне. Без осознания своей исключительности, без куриного ощущения – “мне все должны, ибо я этого достойна”. Без дешевого чувства мести, без мексиканских страстей и т.п.

Иллюстрация к "Лезвию бритвы" Галины Яремчук
Иллюстрация к "Лезвию бритвы" Галины Яремчук

Искренне боготворящие женщин тактичные образованные мужчины и вместе идущие (нет, не в монастырь!), а через тернии к звездам.

В этих отношениях царит некая космическая гармония – если рыцарь и преклоняет колено, то его дама и не думает о том, какую выгоду из этого можно извлечь. Цветы жизни среди бесконечного поля земной юдоли.

Одна из главных тем книги – красота женщины. В романе появляются и русские красавицы, и итальянские, и индийские. Автор, надо сказать, порою описывает своих героинь так, словно с придыханием бегает со штангенциркулем вокруг Венеры Милосской.

Наталья Варлей. Фото: fishki.net
Наталья Варлей. Фото: fishki.net

Ученый, что удивляться, всё должно быть по полочкам (введение, оглавление, справочный аппарат, список литературы) – длина шеи, мочек ушей, полнота рук, бёдер, гладкость кожи, цвет волос и зубов.

Но вот что потрясает: автор упоительно описывает женское тело, однако никоим образом его восприятие не скатывается к дешевой сладострастности. Все выдержано и гармонично.

И прекрасностопая подруга итальянского актера-кинозвезды, легко разговаривающая на шести языках, вдруг начинает складно рассказывать о древних Шумерах и ассиро-вавилонянах.

Другая красавица, русская гимнастка Сима, - образец скромности и выдержанного впитывания речей психофизиолога, практикующего опыты с ЛСД.

Третья, маленькая итальяночка, фонтанирует сногсшибательным креативом и увлекает мужа-художника из богемной нищеты в мир, полный риска и обуздания кармы.

Иллюстрация к "Лезвию бритвы" Галины Яремчук
Иллюстрация к "Лезвию бритвы" Галины Яремчук
И как квинтэссенция женского телесного идеала – несчастная индийская порнозвезда-рабыня - образ, раскрывающий всю обреченность и хрупкость настоящей красоты в мире, где не стремятся проковырять даже небольшой глазок в покрывале майя.

Да, конечно, все самые “нормальные” люди собираются в кинофильмах и эпохальных романах, художник укрупняет случай, чтобы передать правило.

Но, повторюсь, писатель-ученый, затеявший написать масштабнейшую эпопею с темами о смысле красоты, предназначении человечества, с анализом всех ведущих религиозных учений, - он сам не подозревает, что создает срез-отражение своего времени, своего рода энциклопедию современной жизни и мысли.

Поэтому в идеализации советских мужчин и женщин есть ее лишь доля, во всем остальном – фотографическая правда.

Закончу свое изумляющееся впечатление от романа Ивана Антоновича Ефремова “Лезвие бритвы” словами его ведущего персонажа профессора нейрофизиологии Гирина, которые тот произносит на встрече с индийскими мудрецами-йогами:

“– На этой земле, – воскликнул он, протянув руку в открывающееся с балкона пространство, – другой земли человеку не дано. Он еще не дорос, чтобы пробиться к другим планетам, через хаос неорганизованной материи космоса. И пока мы достоверно знаем, что в нашем участке Галактики только здесь, на Земле, материя поднялась до мысли и возможности переустройства мира по законам красоты и добра. Совершенство нашего организма, понятое в Индии издревле, не явилось даром богов. Оно завоевано, заработано страданиями, кровью, миллиардами миллиардов жертв на пути исторического развития животного мира планеты. Как же мы можем отречься от земной жизни, предоставить невеждам и негодяям разрушить и разграбить прекрасную природу и сделать всесторонне нищими грядущие поколения?”

PS Братья и сестры, не уходите в монастырь. Возвращайтесь, пора искать на третьей планете.

(Начало тут)

Еще по теме:

СССР 2.0. Холоп в резервации?

"Тайна белого пятна" М.Михеев, Новосибирск, 1965

"Движение вверх": эйфория прошла

1970-80-е лучшие годы в России за всю историю

Идеальный сериал для постсоветского зрителя

Годы Брежневского застоя - микроклимат гармоничной жизни

Образ женщины 1970-80-х. Простая советская святая

Вали все на Высоцкого. Он тебя вытащит

В наш век дезинтеграции лайки и репосты становятся экзистенциальными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ