Логика мышления у любого разбойника, будь то морского или сухопутного, простая. Зачем производить и торговать, если можно просто отнять? И действительно закон силы еще никто не отменял. Сильному всегда проще отнять чужое имущество, а вот если существует паритет силы, то тут и возникает торговля и дипломатические соглашения.
По видимому пиратство началось с суши. Потерпевший кораблекрушение корабль был легкой целью и желанной добычей. Не чурались грабить и торговые суда в порту, капитан которого не имел достаточно вооруженной охраны и не сумевший поладить с местными жителями.
В дали от морского берега, полноводные реки являлись естественными путями для торговли. Перегородив проход можно легко остановить торговое судно и ограбить его. Так и промышляли речные пираты на Руси, устраивая засады на пути «из варяг в греки».
В дальнейшем развитии пиратство стало обратным. Не с суши на море, а с моря на сушу. И действительно, судно - это удобный и мобильный транспорт. Морские пираты внезапно появлялись, грабили беззащитные поселения на берегу и безнаказанно уплывали с добычей. Именно так, вполне успешно, действовали викинги на протяжении нескольких веков.
Осознав свою уязвимость, жители богатых прибрежных городов стали вооружаться и строить укрепления, научившись давать отпор непрошеным гостям. Это привело к следующему этапу развития пиратства: выслеживать и грабить торговые суда на море.
Пират пускался в море на поиск неизведанного испытывая судьбу. Искатели приключений представляли собой единое профессиональное сообщество. Они лучше знали побережье и морские пути. Часто сражались на стороне своей родины и грабили более слабых соседей, перераспределяя ресурсы в свою сторону.