Итак, Вы столкнулись с изменениями в поведении ребенка. Раньше ходил в школу (или в сад) с удовольствием, теперь не хочет. Или материнское сердце не спокойно: «Его обижает воспитатель!», «Дети дерутся, а учитель на это никак не реагирует! А вдруг ей там плохо?»
Многих родителей серьезно беспокоит, что на самом деле происходит в детском саду, школе. При этом сам ребенок не всегда рассказывает. А может рассказывает, но мало, или мама чувствует, что не все там так гладко.
Основных способов получить информацию (и не только про садик или школу, но и про любые ситуации) от ребенка два:
1. просто задавать ребенку вопросы по ситуации;
2. использовать проективные методики (что это такое я описываю ниже). Сегодня я поделюсь 4-мя методиками, их конечно, гораздо больше.
Еще я поделюсь с вами одним из самых любимых моих способ, но е нем чуть позже!
Проективные методики основаны на принципе проекции. Это когда человек приписывает свои чувства, желания, действия кому-либо или чему-либо. Они (проективные методики) позволяют получить более полную и объективную информацию по ситуации.
Например, девочка играет в школу зверей. И там есть лисенок, который часто сидит под партой или стоит в сторонке, когда другие животные играют в мяч. Они считают его странным. А он просто боится всех, и чтобы справиться с этим состоянием отгораживается от них. Лисенок мечтает, что он станет самым сильным и умным, тогда все звери и учитель будут с ним дружить.
В реальности эта девочка перешла в новую школу и полгода не может ни с кем подружиться из-за чего ее стали считать странной. Она замкнулась в себе. А так как в школе ей неприятно находиться, то она стала чаще болеть, чтобы не ходить туда и не испытывать страха. На вопросы родителей, что происходит в школе не может дать полного ответа, а начинает плакать и молчать.
С помощью проективной игры мы выявили состояние девочки и саму ситуацию, что привело к формированию страха. А затем разработали способы как с этим справиться.
А теперь 4 методики:
Первая – «Проективная игра». Вы предлагаете ребенку поиграть в детский сад или школу зверей (машин, кукол и т.д.) Ребенок станет выбирать животных, которые будут детьми и взрослыми. Уже то, каких животных он выберет, даст вам красноречивую информацию о его отношении к детскому саду или школе. А далее внимательно слушаете, каким тоном и какие фразы произносят герои данной игры. Вы многое можете узнать. Кстати, возможно, даже о себе!
Пример проективной игры описан выше.
Вы можете сами поиграть с ребенком, например, Вы будете ребенком, а он воспитателем. Этот способ можно использовать и с детками начальной школы. Поиграйте послушного ребенка, а затем немного балованного, или который, например, сейчас не хочет есть и т.д.
Вторая – «Рисунок». Попросите сына или дочь нарисовать серию рисунков, например, «я в детском саду/школе», «я на уроке и на перемене», «мои друзья в школе/детском саду». Смотрите, кого он начал рисовать первым (это значимый для него человек), каких размеров он сам и остальные, какими цветами он рисует. Даже если Вы не знаток интерпретации детских рисунков, настрой Вы почувствуете. Затем задайте вопросы по рисунку, например, (если он всех нарисовал, а себя нет): «Ты всех нарисовал?» При ответе «да» – можно предположить, что ребенку дискомфортно в коллективе. При ответе «нет» – предложите дорисовать. Если ребенок все же нарисовал себя – это лучше, чем в первом случае, но также говорит о дискомфорте.
Задавайте вопросы по рисунку: «А почему дети здесь такие грустные? Почему у воспитательницы такое лицо?»
Третья – «Линия времени». Если произошла ссора, можно нарисовать ситуацию. На листе бумаги начертите линию – это линия времени. Просите начать рисовать, кто что делал, когда еще ссоры не было и все было хорошо. Затем, что произошло (кто что сделал перед самой ссорой, в момент ссоры и т.д.)
Четвертая – «Сказка». Вы можете сами придумать начало сказки, а ребенок ее завершит. Я иногда рассказываю такую: «Жила-была девочка/мальчик. Жила она весело и очень любила играть в куклы. И вот когда ей исполнилось семь лет, на День Рождения были приглашены гости из разных королевств. Подарили ей много подарков. Она была очень счастлива. Мама ей сказала: «Лиза, когда в нашем королевстве детям исполняется 7 лет, то они все идут в школу». Как ты думаешь, что произошло дальше?» Предложите ребенку продолжить сказку. Дальнейший сюжет даст Вам информацию про реальную школу.
Очень важно! Если вам кажется, что ребенок фантазирует, ни в коем случае не обесценивайте это. Не говорите, что он выдумывает. Просто говорите: «Да, хорошо». И продолжайте дальше. Собрав всю информацию, Вы уже сможете сами понять, что же было на самом деле.
А теперь про мой любимый способ. Это простое наблюдение!
Смотрите и слушайте. Ребенок будет «приносить» фразы из детского сада и школы. Если у ребенка в детском коллективе не ладится, то уровень его внутреннего эмоционального напряжения будет высок. Он должен будет искать способ, чтобы его снизить или, как говорят психологи, отреагировать. Понаблюдайте за его игрой. Дети часто сами начинают проигрывать сцены из детского сада или школы. Они могут начинать обижать младшего брата/сестру или домашнего питомца. Они могут начать вдруг чаще болеть или просто просить Вас оставить их дома.
Я верю, что вы можете помочь своему сыну или дочери справиться с ситуацией, не недоведя ее до серьезного конфликта или психосоматики. Я буду помогать вам своими статьями, делясь в них практичной и полезной информацией.
Если же ситуация вас насторожила, и не получается с ней справиться, не затягивайте. Приходите к нам в Центр психологии и развития «Подсолнух». На бесплатное занятие. Иногда хороший совет помогает избежать многих проблем. Детский психолог поможет вам разобраться, придумать варианты решения, подскажет, как построить разговор с ребенком или педагогом.
Спокойствие и взаимопонимание между родителями и детьми любого возраста в каждой семье возможно!
В течении 20 лет, именно, этого я помогаю достигнуть родителям и детям. У вас остались вопросы как это сделать в своей семье?
Оставьте контакт администратору моего центра «Подсолнух» по телефону 8-863-333-22-47 или адресу: info@sunnydon.ru