Всем любителям ретрофильмов хочу порекомендовать посмотреть снятую в 1970 г. на студии «Молдова-Фильм» (!) кинокартину «Кража».
Несмотря на затертое название это крайне нестандартное для советского экрана кино. Особенно если учитывать те теледетективы, что были сняты в одно время с ним.
Не буду пересказывать сюжет, но действие, например, происходит в абортарии и крематории, на поле аэродрома и на фоне кругломордых электричек курского направления МЖД, в богемных притонах, на стендовом стрельбище и на улицах Москвы.
Примерно к трети действия картины сюжет погружается в какую-то вязкую трясину липкого безумия и даже работники милиции лишь усугубляют эту атмосферу абсурда. Чего стоит сцена, когда полковник и капитан, ведущие уголовное дело, не просто помогают скрыться главному подозреваемому, а буквально впихивают его в поезд.
Об актерах.
Главный герой, следователь и полковник играем Олегом Борисовым.
Весь фильм он ходит в черных светозащитных очках (даже в помещении), а в форме с фуражкой приобретает вообще какой-то латиноамериканский диктаторский вид.
Вот это полковник милиции? Это Пиночет какой-то.
Одна из первых ролей Ирены Азер, актрисы иранского (!) происхождения. Бриджитт Бардо против нее слабовата.
Губы вы посмотрите какие! Это семидесятый год, тогда с пластикой было не так, как сейчас...
Все-все актерские роли объединяет одно — они абсолютно не советские, космополитичные. Это кино можно легко выдать за итальянское или американское.
Вялые рассуждения про социалистическую законность совершенно не назойливы, милицейский комиссар похож на комиссара итальянской полиции, а не на «рожденного Революцией».
Оперативное совещание. Курят все трое. Спустя всего лишь шесть лет это будет категорически запрещено показывать на экране.
Самый близкий аналог в мировом кино (как это не странно звучит) — «Фантомас». Но если тот фильм комедия, то этот — сложная многоуровневая драма с вечными человеческими взаимоотношениями.
Посмотрите, в общем. Не пожалеете.