Как говорил герой одного из моих любимых фильмов: "Все, что один человек построил, другой завсегда разобрать сможет". В большинстве случаев реставрация стульев такой модели начинается именно с разбора. И здесь главное - провести эту операцию так, чтобы потом стульчик можно было собрать заново. Расскажу, как это сделать.
Зачем вообще разбирать стул?
В одной из предыдущих записей я рассказывала, как восстановить советский стул путем перекраски. И сразу предупреждала, что эта инструкция рассчитана на идеальный вариант - когда каркас стула в хорошем состоянии, не скрипит и не шатается, детали не растресканы и шпон на сидении не поврежден. В этом случае, конечно, можно и не разбирать пациента )
Разборка на детали необходима, если:
- вы решили оставить стул в дереве, а не закрывать поверхность краской (снимать старое ЛКМ будет намного удобнее с отдельных деталей, а не со всей конструкции целиком);
- на деталях стула имеются трещины или выбоины;
- пациент шатается и скрипит;
- повреждены соединения между элементами;
- на сидении наблюдаются утраты шпона.
Ну и вообще, если вы планируете в дальнейшем активно пользоваться восстановленным стулом, лучше сделать все как можно более качественно.
Что понадобится для разборки
Каких-то специальных инструментов искать не придется. Вполне можно обойтись тем, что есть в каждом доме:
- отвертка (крестовая или плоская. в зависимости от типа шурупов в стуле);
- гаечный ключ на 12 или на 13 (можно заменить пассатижами);
- молоток;
- строительный фен (не обязательно).
Пользоваться шуруповертом или аккумуляторной отверткой не рекомендую. Они хороши только в том случае. если нужно изъять крепеж, закрученный перпендикулярно поверхности. А в стульчиках, которые мы рассматриваем, шурупы закручены как угодно, только не прямо. В лучшем случае вы сорвете шлицы на головках крепежа. А в худшем - сломаете сам шуруп, и часть его останется в дереве. исправить это можно, но зачем лишний раз морочиться? Лучше потратить чуть больше времени, зато вынуть все крепления аккуратно, отверткой и ручками.
Порядок действий
Алгоритм, который я буду описывать, выработался у меня в процессе работы со стульями "псведовенской" модели. За последний год я разобрала их несколько десятков, и сумела найти для себя последовательность действий, требующую минимум усилий, и заодно щадящую для пациента.
Первое, что нужно сделать перед началом работ - это подписать все детали стула.
Лучше всего делать это на торцах ножек и проножек - меньше риска, что надпись сотрется в процессе обработки. Поверьте, на это стоит потратить 5 минут, чтобы потом облегчить себе сборку конструкции. Детали таких стульев не одинаковые, у каждой свой изгиб. Без маркировки придется десять раз примерять каждую из них в процессе сборки, чтобы собрать устойчивый и не кривой стул.
Ну а теперь переворачиваем стул вверх ногами, укладываем его сидением на какую-нибудь табуретку, чтобы спинка свисала и не мешалась, и приступаем к разбору.
Сначала откручиваем гайки на винтах, соединяющих длинные ноги пациента с сидением. Для этого можно пользоваться гаечным ключом или плоскогубцами.
Если гайки подржавлены, можно аккуратно постучать по ним молотком. Ржавчина, забившаяся в резьбу, рассыплется, и откручивать будет проще. При сильной ржавчине лучше спрыснуть соединение WD-40 и оставить на 10-15 минут (в самом сложном случае - замотать полиэтиленом и оставить на ночь). WDшку можно купить в автомобильных или строительных магазинах, стоит примерно 150 рублей за баллон, но избавляет от массы неприятностей.
Когда гайки и шайбы сняты, вынимаем винты из отверстий. Сразу предупреждаю - легко они не выйдут, потому что в большинстве случаев будут изогнутыми. Поэтому либо выкручиваем крепеж руками, ловя изгиб при каждом повороте, либо просто выбиваем винт молотком.
Далее откручиваем шурупы, соединяющие проножки стула с его длинными ножками. После этого спинку можно будет отделить от конструкции, и она окончательно перестанет нам мешать.
Тонкие палочки на спинке выпадут из пазов сами, как только вы отделите ее от сидения. Обычно они не вклеены в конструкцию. Шурупы, крепящие перекладину спинки к длинным ногам выкручиваем отверткой.
Затем изымаем оставшиеся шурупы из проножек. Стараемся в процессе не шатать и не крутить деревянные детали стула - так легко можно сломать шуруп.
Кстати! Заметила, что шурупы чаще всего ломаются на стульях, произведенных в 80-х годах 20-го века. В более ранних вариантах метизы обычно удается сохранить целыми.
В итоге у нас остается сидение и две торчащих из него коротких ножки стула. Тут есть два варианта действий. Можно подогреть места соединений строительным феном (но без фанатизма, чтобы не подпалить дерево). Клей, на котором держатся ножки, размякнет под температурой, и детали можно будет относительно легко разъединить.
Вариант второй - расшатываем ножки в пазах без всякого фена. Осторожно, буквально по миллиметру. Слишком больших усилий прилагать не надо, есть риск сломать деталь. Просто раскачиваем их из стороны в сторону. Обычно минут через 20 обе передние лапы удается освободить.
Вуаля, наш стул разобран! Винты, гайки и шайбы от него лучше сохранить. Шурупы проще выбросить и при последующей сборке заменить современными.
Но до сборки нас ждет еще немало работы. О том, как реставрировать советский стул дальше, расскажу в следующих статьях. Например, вот тут можно узнать, как снять со стульчика лак и морилку. Не переключайтесь ;)