В городе лофтов совсем немного, если не сказать, что всего пару штук. И один из них представляет собой фотостудию, организованную три года назад Маратом Ахметгалиным — златоустовским предпринимателем. Он увлекался фотографией в школьные годы, но потом началась взрослая жизнь, и на первый план вышли более прозаические вещи: заработать денег, прокормить семью. Когда экономический фундамент был построен, душа запросила творчества, а какого — стало понятно на свадьбе дочери: там работал мастер фотосъёмки Николай Валяев. Общение с ним вихрем закрутило новую страсть. В поисках необычных эмоций герой сегодняшней рубрики проехал самые отдалённые уголки мира с фотоаппаратом в руках.
Мир удивительнее снов
— Вспоминаю, как в Африке у нашей спутницы из группы, пока она отвлеклась со съёмкой, крокодил украл сумку с вещами. Там были техника и документы: непонятно, как в такой ситуации было возвращаться домой, — рассказывает Марат Ахметгалин, сидя в уютном салоне, предваряющем студийные помещения. — Обратились к местному аборигену, который за совершенно невеликие деньги согласился слазить к рептилии в озеро и отобрать сумку. Ему это удалось без последствий для своего здоровья.
Пустыня Сахара, обнажённые женщины с круглыми подносами на головах, малыш, по груди которого от жары струится пот, — тур в Намибию стал одним из многих, где Марат Раисович путешествовал с фотоаппаратом в руках. Говорит, что не любит валяться на пляже. Каждая его поездка — это познание мира через объектив фотокамеры. Он делает это для себя и друзей, поэтому выставок немного. Кроме Златоуста с работами автора знакомы ценители фотоискусства в Челябинске. Там были персональные экспозиции (как, например, выставка «Все дороги ведут к себе») и общие — в содружестве с другими коллегами (выставка «Златоуст. 110 и дальше», организованная фотоклубом «Пегас» и редакцией «ЗР» в январе минувшего года). В 2018-м снимок собеседника вошёл в число ста лучших фотографий мира по версии каталога профессионального фотосообщества «35 Awards». В стиле ню (наш герой его сделал на Кипре).
По странам он обычно ездит с фотографами Яном Маклайном, Даном Хечо и Сергеем Ивановым или в составе групп, устраиваемых такими же мастерами фототуров. Собираются не просто так, а для посещения конкретного события. Скажем, участие в венецианском карнавале подарило зрителям фотосессии обилие средневековых масок и костюмов, а поездка во Вьетнам и вовсе стала целым приключением. Вместе с руководителем фотоагентства из Екатеринбурга Станиславом Белоглазовым колесили по всей стране вслед за представителями китайской диаспоры. Полсотни человек возили за собой на КамАЗе «шкуру» дракона в дни китайского Нового года. Атрибут вынимали, чтобы сплясать с ним возле офисов и жилищ своих соотечественников в чужой стране, тем самым отгоняя оттуда всякую нечисть.
В другой раз приятель позвал в Малайзию, где проходил туристский форум. Правительство для российских гостей подало автомобиль и приставило гида. С ним удалось запечатлеть кадры индуистского праздника Тейпусам, побывать в деревне охотников за головами и сделать кадры на расположенных каскадами рисовых полях, внесённых в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Продукт нов и идейно свеж
Фотографировать Марат Ахметгалин начинал с юношеским фотоаппаратом «Смена-8». Увлечение стало производным от его активной походной деятельности в школьные годы: красоты природы подростку хотелось оставить в своей памяти надолго. Сегодня в багаже мастера более мощная техника.
— Когда Николай Валяев семь лет назад по моей просьбе давал уроки фотосъёмки, у меня был самый продвинутый на тот момент аппарат «Canon Mark 2». Прошло время, я его продал и приобрёл «третий» «Mark» вместе с «Canon EOS 1 Dx», — делится фотограф. — Хотел бы заменить их, но производители пока не создали той техники, которая нужна. Да и к вещам я привыкаю: расстаюсь с ними всегда неохотно.
Модели на рынке появляются одна за другой каждые полгода, но принципиально лучшей «картинки» они обеспечить вряд ли смогут, считает собеседник. Он хотел бы видеть профессиональную технику лёгкой и компактной, как смартфон, с большим сенсорным экраном: чтобы весь функционал был на дисплее, а не подчинялся кнопкам; чтобы оборудование имело выход в интернет — с Wi-Fi и Bluetooth в комплекте. Автор ищет технику, которая сможет обеспечить полную палитру цветов и весь спектр полутонов. Но за три-четыре года, говорит, таких камер не появилось.
Акцент его интересов — люди. Даже события он показывает через портреты, лица, фигуры участников. Марат Ахметгалин считает, что человек столь сложен и многогранен, что представляет собой интересный для исследования объект. Мастер работает в жанрах на стыке фэшн-гламура и арта — именно в совокупности, а не отдельно друг от друга. Красота — в минимализме: когда владелец гостиницы в Златоусте попросил показать её в новом ракурсе, на свет появилась фотосессия из клозета с красивой девушкой в центре кадра. После обработки возможностями фотошопа место съёмки не узнать, зато новаторский подход остался. Коммерциализировать это сложно, но авторский взгляд налицо.
Работают коллективом фотостудии «ArtWay». Идеи создают вместе, обработкой снимков в компьютере занимается Наталья Гоман. Много друзей среди актёров театра «Омнибус» — нередко они становятся героями фотосъёмок. Пространство преображают небольшими художественными средствами, но конечный продукт — всегда неожиданность для зрителя: нов и идейно свеж.
Студия — это 200 квадратных метров пространства, рождённого в цокольном этаже жилого дома на улице Октябрьской. Пришлось немало потрудиться, расчищая площади от грязи и даже канализации. Зато теперь есть культурный объект, где ведётся творческий поиск. В числе проектов — видеоролик с рассказами переживших туберкулёз людей. Но никакого жёсткого планирования нет: делают только то, что сердце подсказывает.
Алексей Казанцев
Фото предоставлены фотостудией «ArtWay»