В Фридланде/Правдинске Кёнигсбергской/Калининградской области с 12 октября 1945 года по 8 августа 1960 года дислоцировался 95-й пограничный Кёнигсбергский ордена Ленина и Красной Звезды отряд, несущий охрану вверенного участка советско-польской границы протяженностью 255,656 километров. Управление, школа сержантского состава, учебное подразделение связи, тыловые подразделения обеспечения находились в основном в зданиях на улице Кутузова, имении Штадиенберг и на территории средневекового замка Фридланд, где до наших дней сохранились остатки крепостных стен первой четверти XIV столетия и часть западного рва.
Накануне выхода на новые рубежи 23-го дважды Краснознамённого, 95-го ордена Ленина и 97-го пограничных отрядов начальникам отрядов предписывалось «немедленно организовать рекогносцировочную группу во главе с начальником штаба отряда и комендантами участков для изучения участков границы и составления рабочих справок». На выполнение поставленной задачи отводилось 7 суток.
Обстановка на новом участке границы в этот период была сложной, из-за отсутствия постоянного взаимодействия на уровне Главного управления пограничных войск НКВД СССР и Генерального штаба Вооруженных Сил. Согласно донесениям начальников рекогносцировочных групп, с размещением и обустройством складывалась критическая ситуация. Прибывающие в большом количестве соединения и части армии и флота, не считаясь с доводами наших сотрудников, занимали подобранные для дислокации комендатур и застав помещения, выдворяя оттуда представителей НКВД, выставленных для охраны. Штаб Особого военного округа отстаивал интересы своих частей, которые в предвидении зимних холодов размещались в пригодных для жилья населенных пунктах. На все доводы органов безопасности о государственном значении охраны границы командование отвечало отказами, мотивируя их отсутствием указаний Генерального штаба Вооруженных Сил.
И лишь только угроза срыва постановления Государственного Комитета Обороны СССР относительно пограничного вопроса заставила армейское командование занять конструктивную позицию. Однако части и подразделения армии, освобождая согласно дислокационным ведомостям переходящие пограничникам поселки, хутора и городские помещения, забирали с собой материальные ценности, оборудование, разрушали строения, снимали сохранившиеся с войны линии связи, электропередач. Так, например, в поселках вблизи г. Пальмникен (Янтарный), вследствие разрушения частями армии систем жизнеобеспечения, началась эпидемия тифа.
Не лучшим образом обстояли дела и на участке 95-го погранотряда. Во Фридлянде, в освобождаемых для пограничников зданиях, была нарушена система водоснабжения и канализации. Об этом свидетельствуют документы архивного отдела Администрации муниципального образования «Правдинский городской округ». В частности, выписка из протокола № 4 заседания исполкома Правдинского городского Совета депутатов трудящихся от 17 апреля 1958 года: «Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника в/ч 2297 офицера Филатова «О состоянии и содержании сантехнических устройств на территории расположения подразделений части», горисполком отмечает неудовлетворительное состояние и содержание сантехнических устройств. Участок фекальной канализации между переулками Административный и Кузнечный часто засоряется, и сточные воды вытекают на улицу Набережная. На территории городка сточные воды из столовой и казармы спускаются в открытый водоем-озеро, сброс воды из умывальника по отрытой канаве идет на огороды жителей». В преддверии капитального ремонта инженерных коммуникаций, специалисты служба тыла отряда делали все возможное, чтобы минимизировать негативные последствия.
В первые послевоенные годы в Правдинске одними из главных действующих лиц в городе были пограничники. Помимо выполнения боевых задач они в свободное от службы время оказывали всемерную помощь по приему, размещению и хозяйственному устройству переселенцев, в налаживании жилищно-коммунального хозяйства. В составе рабочих бригад они работали на многих объектах города, в том числе на гидроэлектростанции, мельзаводе, лесопильном заводе, мастерских промартели «Смычка».
Личный состав погранкомендатур и застав, находящийся в населенных пунктах образованного Правдинского района охотно помогал переселенцам в налаживании сельской жизни. Заселение 120 деревень в 1946 году шло осенью, когда уже невозможно было рассчитывать на урожай. Да и зиму 1946 - 1947 годов, бывшую к тому же весьма суровой, оказалась пережить непросто. Оголодавшие, обездоленные и русские, и немцы искали съестное, где только могли. В поисках пищи были многократно обследованы все подвалы старых немецких домов, перекопаны поля в надежде найти перемерзшую, гнилую картошку. Варили лебеду и крапиву. И какими вкусными они казались тогда!
Стражи границы делились с населением не только скудными запасами продовольствия, но и по мере сил оказывали помощь в севе на полях боев. Только в первый послевоенный год ими было вспахано 200 гектаров зяби для посева озимых культур. Перед вспашкой пришлось очищать поля от остатков боевой техники, засыпать траншеи, окопы, воронки. Важно было проверить, не остались ли где бомбы, мины, снаряды, чтобы обезвредить их. Поэтому не случайно жители поселка Дворкино Правдинского района назвали вновь образованный колхоз «Пограничник», а в поселке Новостроево Железнодорожного района – «Пограничный». А когда 21 декабря 1947 года в Калининградской области впервые были проведены выборы в местные Советы депутатов трудящихся, то народными избранниками стали 23 пограничника.
Своим присутствуем, стойкостью и верою в «завтра», пограничники вселяли в городских и сельских жителей чувство защищенности и спокойствия, хотя обстановка на границе еще долгое время оставалась сложной и напряженной. После победного 1945 года пришлось вести ожесточенную борьбу с остатками фашистской агентуры, националистическими бандами, пособниками нацистов. То и дело в приграничных лесах вспыхивали кровопролитные схватки, в которых несли потери и зеленые фуражки. Их погребение, с отданием воинских почестей, проходило и на Старом кладбище Правдинска. К сожалению, на сегодняшний день, все на нем захоронения пограничников забыты и заброшены.
Как уже было отмечено, в восстановлении жилищно-коммунального хозяйства города активное участие принимали и военнослужащие отряда. Силами личного состава отряда на улице Кутузова было возведено здание клуба, которое долгое время служило правдинцам Домом культуры, а ныне Домом спорта.
Вот что об этом событии вспоминает ветеран отряда Евгений Смирнов: «С 1950 года я проходил срочную службу в 95-м пограничном отряде в должности начальника главной радиостанции РАФ. Вместе с сослуживцами много раз выходил на работы по строительству клуба отряда. Его открытие состоялось 23 февраля 1951 года. В ходе торжественного заседания, на котором с докладом о XXXIV годовщине Советской Армии и Военно-Морского Флота выступил начальник отряда полковник А. Четвериков, моряки-балтийцы преподнесли в дар большую картину «Высадка морского десанта». Позже ее повесили в фойе клуба. В составе знаменной группы мне было поручено пронести развернутое Красное Знамя нашей воинской части в зал клуба. Для его встречи у подъезда здания были выстроены линейные с красными флажками на карабинах, а вечернюю улицу освещали фары нескольких военных грузовиков».
В повести Александра Авдеенко «Над Тиссой» есть примечательные слова: «Легендарный Антей черпал силу у земли-матери, солдат границы – в беззаветной поддержке народа». И это так. В управлении отряда, в комендатурах и на заставе регулярно бывали ответственные партийные, советские и комсомольские работники, делегации шефствующих колхозов и предприятий. Они не только интересовались жизнью и бытом пограничников, но и по мере сил и возможностей оказывали помощь в решении назревших проблем.
Вопросами благоустройства офицеров и их семей в Правдинске, несмотря на дефицит жилья, постоянно занимался исполком городского Совета депутатов трудящихся. Так, по решению городского исполкома от 22 января 1959 года, из жилой площади 12-квартирного дома № 32 по улице Кутузова была выделена однокомнатная квартира офицеру Парнину и разрешено временное, на срок до мая месяца текущего года, использование двухкомнатной квартиры под жилье офицеру Фирсову. Семье кочегара погранотряда рабочему Чеснокову, в связи с аварийным состоянием его квартиры в доме № 2 по улице Речная, была выделена однокомнатная квартира в доме № 40 по улице Большая Садовая. Намного ранее квартирами были обеспечены семьи офицеров А. Емельянова, П. Господенко, Елисеева, Любченко, Пискуна, Федчука, Висковатова, Гудина, Иванова, Щипана.
Небезынтересна и выписка из протокола № 4 заседания горисполкома от 27 августа 1959 года: «Ходатайство командования в/ч 2297 об отводе земельного участка под застройку 12-ти квартирного жилого дома для семей офицеров удовлетворить. Отвести под застройку земельный участок между домами № 43 и № 45 по улице Кутузова».
По служебной необходимости к 8 августа 1960 года управление, школа сержантского состава, подразделения обеспечения отряда были передислоцированы из Правдинска в Багратионовск, находящегося в двух километрах от границы с Польшей. В ведение горисполкома были переданы все хорошо обустроенные здания и сооружения, занимаемые ранее пограничниками.
В частности, для нужд организуемой в Правдинске школы-интерната – школьное здание по Столярному переулку с полезной площадью 700 кв. метров, дома №№ 19 и 27 по улице Кутузова с жилой площадью 400 и 420 кв. метров соответственно, дом № 29 по улице Кутузова пригодный для использования под подсобное помещение. Домновскому маслосыродельному заводу для использования по назначению были переданы постройки (до 31 января 1945 года в них располагался завод по переработке молока) по улице Кутузова №№ 21, 23 с балансовой стоимостью 880,7 тысяч рублей. Складские помещения и земельный участок по улице Кутузова № 24 «а» - под межрайонный магазин расширенного ассортимента «Главторгмаш».
Для производственной базы города было передано два гаража, один на 18, а другой на 14 автомашин. В приемо-сдаточном акте было отмечено: «Гаражи электрифицированы, имеется водопровод, канализация, подъездные пути. На территории автопарка - автомастерская, здание (масловодогрейка), бензохранилище кирпичное полуподвальное с емкостью 180 куб. метров, емкости на 50, 20, 17, 11 тонн, противопожарное оборудование, эстакада, две площадки с тремя смотровыми ямами».
Отрадно отметить, что Правдинск (свое новое имя город получил в честь отмечавшегося 20-летнего юбилея газеты «Правда») и его окрестности неоднократно становились съемочной площадкой. Все фильмы, снимавшиеся здесь, посвящены военной тематике или событиям первых послевоенных лет. Такому выбору кинематографистов весьма способствует особая архитектура и природа. Так, в 1971 году здесь снимался фильм Одесской киностудии «Схватка», который посвящен советскому разведчику Николаю Гефту, погибшему при исполнении боевого задания. Затем, в 1975 году, режиссер Александр Карпов («Беларусьфильм») снимал эпизоды для фильма «Долгие вёрсты войны» по сценарию Василия Быкова. В 1994 году московская студия «Ренессанс» снимала фильм «Я – русский солдат» по мотивам повести Бориса Васильева «В списках не значится». В августе 2007 года город Правдинск стал съемочной площадкой для фильма «В двух шагах от весны» («Беларусьфильм»). Некоторым из жителей города и военнослужащим посчастливилось сниматься в этих фильмах.
Григорий ГОРЕВИЧ