Тренировка физического тела и различных функций мозга
Все знают, что нужно систематически выполнять физические упражнения для поддержания физического тела в оптимальном состоянии. Но про главный орган, который управляет всем организмом, часто забывают.
Для тренировки мозга многие используют кроссворды. Но они помогают натренировать только память. Задачи и всевозможные тесты (типа «IQ») помогают натренировать логический и вычислительный аппарат. Техники визуализации помогают в тренировке творческого воображения. А как же натренировать управляющие функции мозга?
Из истории казачества
Самая простая техника для тренировки всех функций мозга, а особенно функций управления физическим телом, - асинхронные упражнения.
Примеры выполнения подобных упражнений можно найти в далёком прошлом. Когда казаки в большинстве своём ещё не были ряжеными клоунами с постоянным запахом перегара, они тренировались по системе, которая называлась «Казачий спас». Тренировались казаки очень сильно, так как по факту являлись пограничниками. А на границе всегда жара.
Асинхронные движения занимали не последнее место в Казачьем спасе. Например, одна шашка вращалась выше, а вторая ниже по другой траектории и в другом ритме. В бою подобные движения дезориентировали соперника, поэтому казаков боялись все соседи.
Даже японские ниндзи, несмотря на отличную подготовку, старались избегать столкновений с казаками. А рыцари, которым не повезло перейти дорожку казакам, оказывались разрубленными пополам вдоль вместе с их доспехами и с лошадью (тут конечно помогала булатная сталь, секрет которой считается утерянным).
Казачий вар
К сожалению, сейчас осталось очень мало людей, владеющих техникой казачьего спаса. Да и те, кто говорит, что владеет, зачастую используют техники совершенно из других видов боевых искусств. Кое-где проходят ещё казачьи вары.
Это всего лишь начальная ступень казачьего спаса. Там мало асинхронных движений, но отрабатываются методы борьбы «стенка на стенку», «один против толпы» и множество других полезных методов. Поэтому, если в вашем городе проходят такие мероприятия, я рекомендую в них поучаствовать.
Работа с предметами по системе «Белояр»
В советское время психотерапевтами и тренерами различных систем упражнений была разработана система физических упражнений по принципу естественных движений с использованием мыслеобразов, которая называется «Белояр».
Я общался с основателем системы. Он рассказал, что система создавалась на базе древних славянских техник прежде всего для того, чтобы вернуть мозгу утраченный контроль над всеми участками организма.
Первая ступень – техники восстановления здоровья. Там используется совсем немного асинхронных упражнений. А вот на второй ступени – работа с предметами, асинхронных движений намного больше. В роли предметов выступает черенок от лопаты (или грабель для женщин).
Например, один черенок вращается по траектории колющего копья в одну сторону, а другой в противоположную. Я тренировался больше месяца, прежде чем получилось выполнить подобное упражнение.
Асинхронные упражнения
Конечно, лучше заниматься по системе в группе. Но что делать, если таких групп нет или занятия не подходят по времени? Нужно самостоятельно делать хотя бы простейшие асинхронные упражнения. Особенно если есть проблемы с кровоснабжением мозга либо неврологии. Данные упражнения хорошо помогают при восстановлении после инсультов и черепно-мозговых травм.
Асинхронные упражнения помогают наладить работу полушарий мозга. Управление телом улучшается. После включения в регулярные тренировки таких упражнений результаты в любом виде спорта идут вверх, как и результаты в любом виде как умственной, так и физической деятельности.
Упражнение 1:
Встали прямо. Ноги чуть уже плеч. Стопы параллельно. Спина ровная, как будто прислонена к стене. Правая рука рисует восьмёрку, левая рисует круг, например, по часовой стрелке. Потом круг пошёл в другую сторону. Потом восьмёрка пошла в другую сторону. Потом круг опять пошёл в другую сторону. Потом поменяли руки и проделали то же самое.
Упражнение 2:
Та же стойка, ноги можно чуть шире. Прямая правая рука от плечевого сустава вращается вперёд, а левая назад. Потом левая вперёд, а правая назад. У меня долго не получалось. Я концентрировался на точке перед глазами, в которой руки сходились. Там я стал следить, чтобы одна рука шла вверх, а другая вниз. Тогда стало получаться. Потом дошло до автоматизма.
Упражнение 3:
Стоим на одной ноге, правая стопа рисует восьмёрку, а левая рука – круг. Потом меняем руку. Потом меняем ногу. Потом опять меняем руку. Потом меняем фигуры: руки рисуют восьмёрки, а стопы круги.
Упражнение 4:
Стопы прижаты к полу. Вращаем коленями в горизонтальной плоскости. Одно колено рисует восьмёрку, второе - круг. Поочерёдно меняем направления и траектории движения.
Упражнение 5:
Голова вращается по кругу то в одну, то в другую сторону, а руки и ноги поочерёдно подключаются и рисуют восьмёрки.
Примечания
1. Со временем количество одновременных движений и участвующих в них частей тела можно увеличивать, а фигуры усложнять.
2. Делая подобные упражнения, особенно в начале, старайтесь контролировать сознанием каждое движение даже каждой самой мелкой мышцы. Это улучшит результаты выполнения.
3. Тренируйтесь в спокойной обстановке (если её возможно создать в ваших условиях), чтобы ничто не отвлекало от выполнения упражнений.
4. Данные упражнения полезны также для остановки внутреннего диалога, снятия стресса. Если требуется выполнить действие, в котором необходима концентрация внимания, предварительно рекомендуется выполнить несколько асинхронных упражнений.
5. Чтобы мозг лучше работал, необходимо дышать полными лёгкими. Натренировать правильное дыхание поможет дыхательная тренировка и усовершенствованная дыхательная техника с энергетической прокачкой, которая поможет убрать энергетические застои в том числе и в мозге.