С 1 июля 2019 года закон обязал продавать молочку по новым правилам. Отныне творог, сметана, сыры, мороженое, масло и прочие продукты с настоящим молоком предписано отделять от «неистинно молочных» - тех, что содержат заменители молочного жира. По мнению инициаторов нового закона, нововведение должно помочь покупателям осознаннее делать выбор. «ВГ» проверила, как нижнекамские супермаркеты соблюдают новые правила.
ЧТОБЫ В ГЛАЗА БРОСАЛОСЬ
Согласно классификации, установленной федеральным законом №88-ФЗ от 12 июня 2008 года, вся молочка делится на молочные продукты (из цельного молока и его составных частей, и чтоб ни намёка на белки или жиры растительного происхождения), молочные составные продукты (молоко плюс побочные продукты его переработки - пахта, сыворотка, молочные белки, а также другие компоненты - фрукты, орехи и т. д.) и, наконец, молокосодержащие продукты (не больше 50% немолочных жиров и белков - к примеру, пальмового и кокосового масла).
Отныне вся настоящая молочка должна быть визуально выделена на полках магазинов и супермаркетов. И в маленьких магазинчиках, и в огромных торговых центрах должны быть выделены разные стеллажи для всех трёх видов молочки. Причём для молочных продуктов обязательно должна быть поясняющая надпись «Продукты без заменителя молочного жира».
Нарушителей - магазины, поставщиков и продавцов - будут наказывать штрафами: граждан ждёт штраф в размере от 300 до 1,5 тысячи рублей, должностных лиц - от 1 тысячи до 3 тысяч рублей, юрлиц - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.
ПРОДАВЦЫ СТАРАЮТСЯ, НО УСПЕВАЮТ НЕ ВСЕ
В супермаркетах «Магнит у дома» продукты с настоящим молоком выделили, приписав на ценниках, как и положено: «Продукт без заменителя молочного жира». Правда, шрифт мелковат, но это уже проблемы покупателей. На полках всё вперемешку, так что надо вчитываться в каждый ценник. И то ли продавцы ещё не до всех продуктов дошли, то ли ещё по какой причине, катык «Вкусняев», например, указан как исключительно молочный, а кефир этой же торговой марки не «клеймён» как натуральный, хотя в составе - ничего лишнего.
В магазинах сети «Челны-хлеб» пошли другим путём (на наш взгляд, для покупателей самым удобным): решили выделять не молочные товары, а, наоборот, продукты с заменителем молочного жира. По широким зелёным вывескам с соответствующей надписью сразу видно, где «немолоко», причём и лежат эти продукты отдельно от натуральных.
В «Пятёрочке» на ценниках с молочными продуктами появились четыре заветные буквы - БЗМЖ, такой же маркировкой ограничились в «Перекрёстке». Обе торговые сети, напомним, входят в X5 Retail Group. На ценниках в «Ленте» похожая надпись - «Без ЗМЖ» «Оригинал» и «копия» с заменителями во всех трёх магазинах мирно соседствуют на одних полках.
Дольше других к новым правилам привыкают в «ЭССЕНе»: если о-о-очень постараться, можно найти рядом с некоторыми ценниками круглые значки с большим красным восклицательным знаком с на редкость подробной (вот за это - «отл.»!) надписью: «Продукт содержит заменители молочного жира». Правда, то ли значков на всех не хватило, то ли их просто поленились прикрепить, но многие продукты с заменителями до сих пор ждут своей маркировки. Например, обычные плавленые сыры за 10 рублей, в которых (даже по цене понятно) молоком и не пахнет: маркировки нет, хотя производитель честно указал в составе заменитель молочного жира.
НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЛЕТЯТ В КОПЕЕЧКУ
Представитель сети «Пятёрочка» в Нижнекамске на условиях анонимности рассказал «ВГ», какие изменения вызвало нововведение в их магазинах. Так, в каждом магазине, заверил наш собеседник, появились листовки, рассказывающие, для чего вводится новая маркировка. Повлияли ли новые правила на выбор покупателей, в «Пятёрочке» пока не проверяли, но в будущем торговая сеть обязательно планирует подготовить статистику продаж продуктов БЗМЖ и СЗМЖ.
- Нужно сначала приучить наших покупателей обращать внимание на новую маркировку, а на это потребуется время, - считает представитель «Пятёрочки». - Да, продукты с заменителями молочного жира стоят дешевле, чем натуральные, но не думаю, что все покупатели с низким доходом по-прежнему будут покупать продукты с растительными и пальмовыми маслами: навряд ли детей станут кормить тем, на чьём ценнике есть надпись «с заменителями молочного жира». Вообще, по нашим наблюдениям, в последнее время покупатели составу продуктов стали уделять больше внимания.
Собеседник «ВГ» добавил, что любое изменение ценника сопровождается изменениями в программе, и вот эти-то программные изменения, естественно, вызывают определённые затраты.
Через неделю после вступления в силу закона о молочке, 8 июля, Роспотребнадзор выпустил приказ №458 «О проведении внеплановых проверок соблюдения правил продажи отдельных видов товаров в части размещения (выкладки) молочных, молочно-составных и молокосодержащих продуктов». Так что, сообщил начальник местного отдела Роспотребнадзора Рустем Изиятуллин, уже на этой неделе их сотрудники отправятся в рейды - проверять, как исполняется новый закон. «Будем смотреть, лежит ли натуральная молочка вперемежку с продуктами с заменителями молочного жира или не лежит», - кратко сообщил Р. Изиятуллин.