Все мы так или иначе являлись «наемниками» в той или иной степени, трудоустраиваясь на работу. Не важна сфера деятельности, должность и эпоха.
-Человек, всегда будет человеком, но не всегда начальником, так и начальник, не всегда будет человеком.
Для начала рассмотрим типы руководства, а в завершении приведу вам действующие способы борьбы со стрессом на работе и способы повышения лояльность самых «тяжёлых» руководителей.
Первый залог успеха, найти работу, которую вы действительно будете любить - по ощущениям, это, как ехать с дома во второй дом. Словно занимаешься любимым хобби и ещё получать за это деньги, прекрасно, не правда ли?!
Но увы, не всем дано работать удаленно - с дома или работать в свободном графике, в удобное время. Чаще это 8 (или более) часовой день, в определенные рамки, чаще всего далеко от дома, что очень неудобно.
(Вам крупно повезло, если у вас злой начальник, а ввиду характера работы, вам редко удаётся с ним встречаться).
Существует 3 основных типа руководства:
- Лояльный (самый мягкий) использующий метод «пряников». У такого руководителя чаще всего проявляется мягкотелость, он некогда не кричит, всегда идёт на уступки, коллектив его обожает, но сама организация в целом не добивается заоблачных высот. Это работа может нравиться, быть прекрасной, но всегда есть «но». В каждом частном случае свои явления. В стрессовых ситуациях данная модель руководства может привести к гибели компании, так как в любой нештатной ситуации у мягких людей нет стального стержня, начальника не боится коллектив, любую проблему пробуют решить миром, не всегда оставаясь в выигрышной ситуации.
Такой Руководитель будет с вами на одном уровне, беда и выручка, друг, коллега... Стоп! Руководитель, начальник, не должен быть на одном уровне с коллективом, иначе в определенный момент с ним просто перестанут считаться, а авторитет данного человека будет растоптан в прекрасный и самый неподходящий момент. Пряня - жилетка для слез, вместо того чтобы задавать рабочие вопросы, большая часть времени с легкостью уйдёт на семейные проблемы уважаемой секретарши...
-Второй тип, самый идеальный и непредсказуемы (метод кнута и пряника).
Почему идеальный?! Жесткость у такого человека есть, действует, по справедливости, такого человека уважают. За победы пряник, за провалы кнут. (Описание идеального руководителя, опять же в частных случаях, может быть все, до наоборот)
В чем же секрет такой модели управления?! Все просто.
Родители в детстве нас учат, что такое хорошо, что такое плохо. Мы всегда знаем, что за плохой поступок мы получим не то, что нам бы хотелось, а то, чего боимся или не хотим - хорошей взбучки. С нетерпением ждём, каким же способом нас накажут, но чаще всего это самые изощренные и непредсказуемые вещи.
Такой руководитель способен решить любые споры коллектива, грамотно управлять ресурсами, финансовыми и «человеческими», под определением, «человеческий ресурс», подразумеваем - лучший способ управления персоналом. Каждый работник использует свое умение, у каждого работника есть свой талант, хороший начальник и хороший руководитель вовремя определяет, на какой должности данный работник будет приносить наибольшую пользу, где будет максимальный КПД. Своевременно делать необходимые перестановки, словно чувствует все насквозь.
Такой начальник, руководитель, директор, может без зазрения души собрать коллектив и прилюдно похвалить лучшего работника, прилюдно сказав к примеру: -«если следующем месяце ты добьешься таких же высот, тебе будет выписана премия». Пожать руку и сказать: -«молодец, так держать». Это стимулирование, которое в дальнейшем приведёт к максимальному КПД всего коллектива в целом. У всех работников будет стимул в следующем месяце сделать ещё больше, хотя в этом месяце проделано не мало. В данном примере руководитель при минимальных затратах сделал максимальное стимулирование.
Такой начальник, руководитель, может принять карающая меры к работнику, который «забылся» или сильно расслабился, напомнить «кто в доме хозяин». Такой начальник чувствует каждого работника, может найти подход к любому, работнику. С кем-то жестко, к кому-то мягче. Он никогда не принимает чью-то сторону, такой руководитель слабому - помогает быть сильнее, сильному - помогает быть ещё сильнее, так как у таких людей прожитый опыт, гораздо больше. Это своего рода наставник, который стоит на ступень выше. Такого руководителя любит и уважает коллектив.
Данная модель управления по, объективным причинам является лучшей.
И третий, мой самый любимый и в то же время самый тяжелый, и нестабильный тип руководства...
Hard - «жесткий», суровый, уровень дьявола. Это своего рода хозяин, а вы его рабы. Этот тип руководителей считает, что за забором стоит толпа страждущих, желающих попасть на ваше место, вашу должность, а вы никчёмные людишки, которые нечего не делают, а вам ещё и платят за пустую трату времени, вам про это будут напоминать каждый день... Если у вас максимально строгий и злой руководитель, каких ещё поискать надо, я вам не завидую. Такого руководителя все тихо ненавидят и готовы сжечь на костре, но активных действий не предпринимают, потому, как одолевает страх и тихий ужас.
На самом деле, это самый сложный и стрессовый тип работы, КПД на такой работе очень часто падает до минимального уровня, но все же работники боятся потерять место, по абсолютно разным причинам, будь то кредит, семья или психологические барьеры, или иные сдерживающие факторы... Тут даже хороший работник может за секунду быть обруган, за низкие показатели, вы некогда не услышите спасибо или хорошего слова. Только негатив, упреки и угрозы. Тут любой «Джанго» мечтает быть освобождённым. Но для тех, кто начинает свой карьерный путь, это хорошая закалка, проверка на прочность, не каждый способен вступить в схватку с дьяволом, но в каждом отделе между работниками будут ходить разговоры, как и каким способом послать такого руководителя... Редкие работники смогут найти подход и заслужить уважения, это все равно, что победить медведя в лесу голыми руками, а если и удастся, то доверие потерять гораздо проще, чем его добиться. Тут просто от мысли, доведённый до отчаяния работник, может потерять сознание, когда услышит, что его зовут к директору, «в голове прокручиваются самые плохие сценарии», а работники на глазах бледнеют.
Такой руководитель не даст пряника, но кнута вам будет предостаточно, как за дело, так и за бездействие, бездействием тут может быть все, что директор посчитает таковым на своё усмотрение. Кнут часто выливается в «урезания заработной платы, штрафы рублем и т.д.».
Тут каждый день вы едете на войну, воевать, берёте бронежилет, каску и контейнер с котлетками,
«война - войной, обед по расписанию» ...
Хороший руководитель не допустит разлада коллектива, но в общей массе, такое управление приводит к самым тяжелым «бомбардировкам».
Междоусобная война в коллективе - это испытание, которое поглотит всех. Тут за авторитет начнут бороться самые сильные, «а на войне все способы хороши». В таких условиях работники не работают, а выживают, да в прочем и самих работников начинают выживать, подсиживать и подставлять. (Выслуживаются за счёт других).
Тут у руководителя есть определенная цель, что им движет?! В каждой организации свой план развития. Чаще всего - это режим экономии и оптимизаций. Тут предпринимаются меры, при которых организация пытается выжать/выдавить максимальную выгоду, при минимальных тратах. Этакий способ «выдавить все до последней капли».
Жертвуя работниками, ради организации, чаще всего приводит к «краху империи» ...
Как же выжить в такой ситуации?!
К любому риску и шагу подходите со здравым смыслом. Если вы в состоянии проанализировать и прогнозировать ситуацию, а людей вы видите насквозь и знаете, как направить все в нужное русло, то вы сами прекрасно знаете, как поступать. Это редкий талант проницательности, к сожалению, его нельзя передать, но в некоторых случаях, можно приобрести с опытом.
Итак:
-Любой руководитель ждёт от вас исполнительности. Чаще всего из-за недопониманий, могут произойти конфузы.
Во избежание двойной работы, применяйте правило «семь раз отмерь, один раз отрежь». Чаще всего, все думают по разном, лучше подробно расспросите, в какой форме/в каком виде хотят получить результат, тогда у вас будет общая картина предстоящей работы, а не своё видение. (Иногда руководители дают волю импровизации).
Даже, если вы работаете по схеме уже много лет, а к вам приводят нового начальника, велика вероятность, что, не углубившись в специфику работы, вам будут «показывать власть», навязывать новые методы и подходы. Если вы уверены, что вы правы, не в коем случае не вступайте в открытый конфликт и не портите отношения, лучше прислушайтесь и попробуйте отработать новую схему.
Если она действительно лучше, прекрасно! Работайте.
Если показатели ухудшились, покажите это руководителю и порекомендуйте вернуться к отработанной схеме, убедите, что она была эффективней, но не навязывая, а ровно таким образом, чтобы сам руководитель предложил вам вернуться к исходной модели. (Вы максимально повысите лояльность и избежите ненужных конфликтов и разногласий)
-Что бы не происходило, не принимайте все близко к сердцу. Да, бывают случаи, когда вы случайно попали под горячую руку руководства. Не в коем случае не вступайте в перепалку попусту. По возможности избегите такого попустительства, создайте эффект бурной деятельности, а если вас застали врасплох, не подавайте виду, не спорьте, выслушайте, согласитесь, уверьте, что все будет сделано ещё лучше, чем было. (Данная ситуация забудется, перепалка запомнится и при удобном случае вам ее напомнят с новой силой) - есть тип руководящих людей, которые провоцируют работника на открытый конфликт, в ожидании ответной реакции, так если вы не виноваты, но пойдёте на поводу у «энергетического вампира», которому нужна перепалка, тут вы много раз пожалеете, что не промолчали.
-В случае, если руководитель за проступок вас наказывает, даже если вы не виноваты (есть тип людей), для которых ваш ответ будет словно попытка оправдаться. Если у вас нет доводов и доказательств, порой лучше выслушать, чем «подбросить дров в костёр».
-Если вас отчитывают, не по делу, периодически бросайте непонимающий взгляд, старайтесь не смотреть «глаза в глаза», это не красиво со стороны этикета, а с другой стороны может быть, словно бросаете вызов. Лучше устремляйте свой взгляд насквозь, переводя его с контура лица человека, который вас отчитывает, на угол плеча, на предмет за плечом и т.д. Тут нет вызова, но видят, что вы внимательно слушаете и не признаёте вины, если увидят уверенность и непринужденность, обязательно возникнут сомнения в собственных словах. Если не виноваты, не опускайте глаза, не уводите их далеко от собеседника...
-А если уж виноваты и за дело, лучше не оправдывайтесь, если тяжело, переключитесь на какой либо предмет внизу, переключитесь например на свои шнурки, думайте какие они, какова их длинна, кто их изготовил, любые мысли, на которых можете сконцентрироваться и плавно повторяйте про себя «а деньги идут, а деньги идут». - Это старая Еврейская мудрость, с одной стороны вы обойдёте удар и не потратите все силы на лишние домыслы, а руководитель увидит, что вы уставились вниз (чувствуете вину), внимательно слушаете и раскаиваетесь. Когда выговорятся, можете включаться обратно, приносить извинения и говорить, что все исправите или в следующий раз учтете пройденные ошибки, которые больше не повторятся.
У меня были все из представленных руководителей, к каждому свой подход. Если вы на хорошем счету, к вам будут прислушиваться, а вы в свою очередь можете ставить свои психологические эксперименты, для выявления действенных моделей поведения. В некоторых случаях необходимо отстаивать свою точку зрения «как в танке», но нужно понимать, для чего вы это делаете и к чему это приведёт.
-Не хватайтесь за все, тут вы можете переоценить свои способности и быстро сгореть. Делайте качественно, пробуйте постепенно вникать и ускорять темп, все приходит с опытом.
Как говорил мой дед:
-«если работать, то качественно, иначе бессмысленно».
-Не перенапрягайтесь, жертвоприношения не оценят, забудут, даже спасибо не скажут, а вы таким образом можете в лучшем случае понизить свой коэффициент полезного действия, в худшем - поплатиться за это здоровьем.
-Если уже хуже некуда, рассуждайте грамотно, оцените, а стоит ли оно того? Если стоит, действуйте! Если не стоит, то пробуйте себя на новом месте. Первый год, пока вы некого не знаете и ещё верите в людей, будет новый коллектив, новые люди, новые знакомства, а возможно, то самое, что вы искали всю жизнь?!
На самом деле выход из любой ситуации зависит от самого человека, все рассчитать до мелочей, тут все влияет и поведение, и голос, доводы, авторитет, должность, все до кучи. Порой можно рассмотреть чужие примеры в книгах, статьях, спросить у наставника, но свою карьеру все-таки лучше строить самому и на своих ошибках.
Желаю вам всем любимой работы и хороших руководителей. Помните, из любой ситуации нужно выносить опыт.