Найти тему
Анна Комракова

Акт приема-передачи: как составить, когда подписать, когда сжечь

Оглавление

Акт приема-передачи – это документ, подписав который, вы принимаете товар/услугу и полностью отказываетесь от претензий. Прочитайте статью, чтобы знать, зачем он нужен, когда его можно подписывать, а когда нет.

Зачем нужен акт приема-передачи

Такой документ составляют в 2 случаях:

  • вы заказали (купили) товар, вам его привезли и вы должны подтвердить получение
  • вы заказали работу или услугу – вам её оказали, вы принимаете это и подписываете акт

Подписав акт, вы подтверждаете, что не имеете претензий ни к продавцу/исполнителю, ни к качеству его товара/услуги. Подписывать акт вы будете либо в присутствии второй стороны (например, вам сделали ремонт и вы ставите подпись в присутствии подрядчиков), либо без неё – например, вы заказали холодильник с доставкой. Курьер, который доставит заказ, обязательно отдаст вам акт на подпись, чтобы после этого передать его по назначению.

Как составить акт?

Сразу оговорюсь – акт приема-передачи не является обязательным документом. Поэтому какого-то утвержденного законом бланка тут нет – составляйте в свободной форме. В акт стоит включить:

  1. дату и место его составления
  2. информацию о сторонах (ФИО, наименование, реквизиты)
  3. предмет или результат работы (то, за что вы заплатили – например, стиральная машина или сборка кухни)
  4. описание предмета или результата (детально опишите товар или результат работы – сюда же добавьте пункт про наличие или отсутствие претензий)
  5. подписи сторон

Когда можно подписывать?

Перед тем, как подписать акт приема-передачи:

  • осмотрите и протестируйте сам товар – внешний вид, работоспособность, исправность
  • проверьте количество заказанного – например, если вы заказали 10 табуреток, а вам привезли 8, акт подписывать не надо
  • если вы принимаете квартиру или дом – делайте это вместе с приглашенным специалистом, который проверит каждый метр на соответствие нормам

Подписывать акт приема-передачи можно лишь тогда, когда вы на 100% довольны товаром или услугой. Помните, что, подписав акт, вы подтверждаете отсутствие претензий. Поэтому, если заказанный вами чайник пришел со сломанной крышкой, или обои, которые поклеили рабочие, отходят по краям – не подписывайте.

Когда подписывать нельзя?

Когда у вас есть претензии, пусть даже одна. Конечно, просто так отказаться подписывать акт тоже нельзя. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом. Акт подписывается другой стороной, причем в одностороннем порядке. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

  • Объясните продавцу/подрядчику, что у вас есть претензии, и попросите устранить их в разумный срок. Аргументируя, конечно же, тем, что не подпишете акт. Вменяемые компании всегда идут навстречу, устраняют недостатки и спокойно получают вашу подпись.
  • Если компания не идет навстречу – подпишите акт, но с перечнем недостатков. Дополнительно составьте протокол разногласий – перечислите все недостатки и укажите требование устранить их к определенному сроку.

По возможности оставляйте себе копию того, что подписали – так вы всегда будете иметь возможность перечитать, на что именно согласились. А главное – внимательно читайте все, на чем ставите свою подпись.