Найти тему
Уральский следопыт 🌲uralstalker

Шаман, который не спас себя

В старое время на территории Югры, где живут ханты и манси, не было врачей, и эту роль издавна выполняли шаманы. по-мансийски «няйтынг хум» — шаман, магией обладающий человек. Шаманы-манси при камлании сидели на полу на шкурах на корточках и использовали для ворожбы топор. для того чтобы топор держался равномерно, его подвязывали на веревке за шею шаману, обухом вниз, а острием вверх. обычно заболевшего приводили или привозили к шаману в дом. Если это было невозможно, то за шаманом приезжали родственники и привозили его к больному.

Сибирский шаман в костюме «птичьего типа». Рисунок начала ХХ в.
Сибирский шаман в костюме «птичьего типа». Рисунок начала ХХ в.

Перед тем как приступить к камланию, шаман осматривал больного, щупал его, иногда спрашивал его или родителей. Затем зажигал окуривающее средство — это обычно был гриб трутовик (по-мансийски — «сэ- ныг»). Если это действие происходило в его доме, то шаман открывал священные ящики с амулетами духа- покровителя, которые обычно хранились в переднем углу дома на полке за закрытой занавеской. Он раздвигал наполовину занавески, открывал сундуки и ставил в вертикальное положение «кол пупи» — домашних духов-покровителей. Обычно в домах манси межкомнатных перекрытий не было и все пространство занимала одна большая комната, межкомнатными перегородками служили пологи. После этого делался «турман кол» — темный дом — чтобы не отпугнуть духов, которых призывал шаман.

Во время акта камлания его глаза были закрыты, он видел внутренним зрением, при этом пел то полушепотом, то усиливая звучание. О чем поет, было не разобрать. И когда он пел, то сидел лицом к переднему углу дома, где стояли сундуки с духами. Из-за монотонности его голоса многие присутствующие засыпали и спали. Так продолжалось несколько часов.

Участники то просыпались, то дремали, то снова впадали в сон. При этом присутствующие сидели за спиной шамана, соблюдая тишину. В деревне никто не приближался к этому дому, все знали, что там идет камлание. За работу обычно платы не было, кто чем мог, тот тем и расплачивался с шаманом, это могли быть продукты и одежда. После камлания могли принести «кровавую жертву»? обычно это домашняя птица или животное.

Галина Семеновна Токарева
Галина Семеновна Токарева

Об одном известном ей шамане вспоминает Галина Семеновна Токарева (Новьюхова) из поселка Игрим Березовского района. Жили они в деревне с мансийским названием «Пук- шамт» — Неремово Березовского района. Напрямую до Березова несколько километров. Раньше, до Октябрьской революции 1917 года, в Березове было немало церквей, и в воскресные дни в хорошую погоду жители Нере- мова слышали колокольный звон. Поселение находилось в пойменной части материка и при большой воде затапливалось. Весной через мостки перебегали и даже на калданках ездили в гости от дома к дому.

Потом власти решили переселить жителей Неремово в другое поселение. Приехал большой понтон, и все жители шли на этот понтон с большими узлами из шалей. Они свои вещи складывали туда, и всех сажали на понтон.

— Наш отец не подпустил к дому ни одного начальника и сказал: «Мы отсюда не уедем». А мы, детишки, сидели и смотрели в окошко, как уезжали наши односельчане: Лихачевы, Новьюховы, Гришкины. Ехали они в Шайтанку. В деревне после их отъезда остались две семьи. Рядом с нами жил Новьюхов дядя Сеня.

Семья шамана Семена Новьюхова
Семья шамана Семена Новьюхова

Но тогда я была маленькая, было лет шесть. Мне было очень интересно,куда уезжают мои братья и сестры, а весной приезжают. Я думала, если залезу на крышу дома, то увижу, куда дети уезжают. Залезла, но ничего не увидела, а упала на два больших бревна... Помню, как отец заносил меня на руках в дом, положил на кровать, и я закрыла глаза. Сколько я спала, не знаю. Пришел к нам дедушка Семен Новьюхов, по-мансийски мы его звали «Семан ойка». Когда я пришла в себя и открыла глаза, то увидела, что в углу дома сидит дедушка, перед собой держит топор и поет, поет. Я смотрела, смотрела и снова уснула. Открою глаза, а они все поют, дедушка и мой отец тоже сидит, поет. Священные ящики в углу дома открыты. Я пролежала, наверно, три месяца. В больницу меня не возили — во время осенней распутицы дороги не было. И дедушка меня вылечил своим шаманским лечением.

Помню, как я поправилась, бабушка — «Семан эква» — печку на улице затопила. Ватрушек напекла. Мы пили чай с ватрушками. Я всегда любила ее вкусные ватрушки.

А потом сам Семан ойка заболел. Семан эква его на руках подняла с кровати и понесла в лодку. Повезла его в Березово в больницу. Моторов тогда еще не было, веслами гребла. Сколько-то времени прошло, она его обратно привезла на этой лодке. Но Семан ойка умер. Помню, много родственников приехало из Ванзету-

ра, Новинска и других деревень. Прощаться с Семан ойкой. Он не одну меня вылечил, но себя не смог спасти, и люди до сих пор вспоминают о нем хорошими словами. Таких шаманов было немало в наших краях, о них осталась только добрая память соплеменников.

Оригинал статьи размещен в июльском номере журнала Уральский следопыт за 2013 год здесь www.uralstalker.com/uarch/us/2013/07
автор Никита Партанов
Родился в 1960 году в ХМАО-Югра. В 1994 году поступил в г.Санкт-Петербург в Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. Получил высшее образование учителя культурологии и истории. В настоящее время работает лектором-экскурсоводом в Этнографическом музее под открытым небом «Трум Маа». Публикуется в различных изданиях. Член Союза журналистов с 1996 года.
Родился в 1960 году в ХМАО-Югра. В 1994 году поступил в г.Санкт-Петербург в Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. Получил высшее образование учителя культурологии и истории. В настоящее время работает лектором-экскурсоводом в Этнографическом музее под открытым небом «Трум Маа». Публикуется в различных изданиях. Член Союза журналистов с 1996 года.
обложка июльского 2013 номера журнала "Уральский следопыт"
обложка июльского 2013 номера журнала "Уральский следопыт"
Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите "палец вверх" и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях