Комитет Госдумы по госстроительству в среду завершил рассмотрение поправок к президентскому законопроекту об изменении Конституции, выносимому на второе чтение 10 марта.
Надо признать, что некоторые из уже одобренных поправок звучат, мягко говоря, жутковато. Особенно если учесть, что вносятся они в 67 статью Основного закона, где речь идет о национальном достоянии, то есть территории Российской Федерации, ее юрисдикции на континентальном шельфе и пр. Наряду с этим, согласно тексту поправок, в число важнейших национальных достояний попадают и дети россиян. Люди, как известно – новая нефть…
«Принесите-ка мне… ваших детушек…»
Разумеется, Конституция не является инструментом прямого действия – то есть на практике реализуется далеко не все, что там написано. Однако настойчивость, с которой в программный документ тащат всякое скрепное про «патриотическое воспитание» подрастающего поколения в духе уважения к старшим, заставляет думать о том, что как раз эти позиции власть считает для себя наиболее значимыми. Не защиту базовых прав детей – на жизнь, здоровье, образование. Не создание наилучших условий для духовного, физического и психического развития, не поддержку семьи, а вот это вот воспитание “гражданственности”. То есть, как в старые добрые советские времена, государство сохраняет за собой право на тотальную промывку мозгов подрастающего поколения – со всеми вытекающими.
И это совсем не пустая декларация – собственно, на протяжении последних нескольких лет мы наблюдаем за процессом «огосударствления» детей – власти все время расширяют границы допустимого вмешательства в семейные дела. Причем делается это, как правило, не из заботы о детях – а для того, что бы оказать давление на родителей. Стоит вспомнить, например, недавний скандал с пятилетней девочкой, которая всю жизнь провела в частной клинике в полном одиночестве – и у органов опеки эта ситуация никаких возражений не вызывала. Зато, какую бешеную активность развила прокуратура минувшим летом, обнаружив минимум две благополучные семейные пары с детьми среди участников несанкционированных митингов в Москве.
Родители подвергли опасности жизнь и здоровье детей, заявила прокуратура – и немедленно начала добиваться лишения участников оппозиционных акций родительских прав. А вот при полицейских, пришедших тем же летом арестовывать, тоже за митинги, журналиста и депутата Илью Азара, ничуть не смутило, что они при этом оставили одной в открытой квартире его двухлетнюю дочку.
Имущество, переданное родителям на временное хранение
Каждый год в России органы опеки изымают из семей несколько десятков тысяч детей. Поводом могут стать низкий уровень дохода в семье, задолженность по квартплате и даже – как в случае москвички Елены Коробовой – отсутствие в доме телевизора и присутствие нескольких кошек.
А вся штука в том, что в 2015 году был принят закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», по которому органы опеки получили практически неограниченное право отбирать детей у родителей под предлогом их спасения. Для моментального перевода малышей в бюджетные учреждения не требуется даже решения суда – достаточно, например, чтобы детский сад отказался передать ребенка бабушке, которой пришлось по каким-то причинам подменить родителей.
Причина такой активности проста: закон предусматривает «подушевое» финансирование на каждого ребенка, оставшегося без попечения. То есть органы опеки просто обеспечивают себе бюджет, «добывая» детей из семей, как добывают из недр нефть или газ.
Разумеется, неблагополучные семьи никто не отменял и многим малышам, действительно, требуется помощь. Однако проблема в том, что, как и в случае с нефтью или газом, тут действует принцип «приватизируй прибыль, национализируй убытки». Поддержка государства – последнее, на что могут рассчитывать дети и их родители в кризисной ситуации. Шансы выпускников детдомов на успешную социализацию стремятся к нулю. Даже деньги на лечение детей приходится собирать при помощи смс. Зато теперь Конституция прямо объявляет детей национальным достоянием – то есть имуществом, которое передано родителям на временное хранение. А распоряжаться им все равно будут менеджеры госкорпорации. Все как в том анекдоте, где президент распекает подчиненных: «Наворовались! Дачи и яхты накупили! Детей и внуков обеспечили! Пора и о людях подумать! – Да-да, душ по двести не помешало бы!»