Найти в Дзене
Голодный историк

Спаренная 30-мм самоходная установка EVEN ELC.

Гордый обломок несчастного семейства

Самоходная установка спаренных 30-мм пушек EVEN впервые демонстрировалась на показе новой военной техники в конце 1959 года.

Ее разработка началась с 1950 года когда военное ведомство Франции и несколько ведущих оборонных предприятий развернули работы по теме перспективной легкой бронетехники для десантных частей. Планировалось разработать машину массой не более 6-8 т, пригодную для перевозки военно-транспортными самолетами и способную бороться с танками противника. К середине десятилетия были представлены несколько проектов такого рода, в том числе и весьма смелые разработки.

Работы по этой тематике стартовали в 1950 году, и в течение нескольких первых лет в основном не выходили за пределы теории. К программе присоединились ведущие производители военной техники, и вскоре начали появляться первые реальные предложения. К концу 1954 года инженеры и армия изучили некоторое число технических предложений и выбрали наиболее интересные. Это позволило перейти к новой стадии работ, которую оформили как отдельную программу.

В декабре 1954-го состоялся старт программы Engin Léger de Combat («Легкая боевая машина») и начался официальный конкурс на разработку перспективной техники. Одним из участников программы стало предприятие Brunon-Valette (также известно как EVEN). Оно предложило весьма оригинальный подход к созданию бронетехники для десанта. Военным представили универсальное гусеничное бронированное шасси, на котором можно было монтировать боевые модули с разным вооружением.

Учитывая ограничения по массе, конструкторы EVEN отказались от мощного бронирования. Корпус и башни должны были защищать только от пуль и осколков. Главной защитой такой бронемашины должны были стать скорость, проходимость и маневренность. Заказчику последовательно предложили несколько вариантов комплекса вооружения, включавших как автоматические пушки, так и безоткатные орудия. Такая «модульность» могла дать проекту конкурентные преимущества.

Бронирование корпуса и башни не превышало 10 мм и защищало экипаж только от огня стрелкового оружия. Герметизированный корпус позволял преодолевать броды глубиной по башню; снаружи он имел жаростойкое покрытие. Машина оснащалась системой кондиционирования, а также фильтровентиляционной установкой, обеспечивавшей работу экипажа в условиях применения оружия массового поражения. Между силовым и боевым отделением устанавливалась огнезащитная изолирующая перегородка.

В кормовом отсеке поместили двигатель марки SOFAM мощностью 150 л.с. и механическую трансмиссию. Ходовая часть включала по пять опорных катков на каждом борту. Использовалась подвеска с балансирами и вертикальными пружинами. Ведущие колеса поместили в корме. Верхняя ветвь гусеницы лежала на четырех роликах.

Длина бронемашины EVEN ELC по корпусу во всех случаях составляла 5,3 м, ширина – 2,15 м. Высота и боевая масса, в зависимости от типа башни, – 1,8 м и 7,4 т соответственно. Максимальная скорость движения достигала 68 км/ч при запасе хода до 380 км.

Экипаж состоял из двух человек: командира машины (наводчика) ,размещенного в башне и механика-водителя, находившегося в передней правой части корпуса.

В качающейся части башни малокалиберные орудия Hispano-Suiza HS-825. За изогнутым лобовым листом находилось сразу два пулемета стандартного калибра с боекомплектом 1700 выстрелов. Рабочее место командира-наводчика осталось в центре башни, между вооружениями. Корма вмещала боекомплект и средства его подачи к вооружению.

С 1954 по 1959 год было спроектировано и построено целое семейство машин на этой базе.

EVEN ELC в варианте с 4-мя 120-мм безоткатными орудиями
EVEN ELC в варианте с 4-мя 120-мм безоткатными орудиями
EVEN ELC в варианте пусковой установке для ракет SS11 и SS12
EVEN ELC в варианте пусковой установке для ракет SS11 и SS12
EVEN ELC в варианте легкого танка с 90-мм гладкоствольным орудием
EVEN ELC в варианте легкого танка с 90-мм гладкоствольным орудием

Ни одна из этих оригинальных и необычных конструкций не пошла в серию