Найти в Дзене
Anna Harutyunyan

Одна история СССР глазами Ивана Шагина

Оглавление

Спорт, армия, молодежь и село всегда были главными темами в творчестве Ивана Шагина. Хотя он был универсальным фотографом и решить какую-то творческую задачу для него было на раз два.

Женская пирамида. Спортсменки, комсомолки и красавицы. Шагин всегда искал некий подход к теме для придания особой реакции в снимке, и потом именно эти снимки поражали всех. И такие снимки он получал не спеша: бывал спокойным и медлительным, но именно это спокойствие было обманчивой. Образы его фотографий: спортивные парады, собрания, официальные праздники - отдавали энергию и живость молодости, чувствовалась динамика перемен и некий героизм эпохи.

Молодая колхозница, 1931г
Молодая колхозница, 1931г
Моряк, 1933г
Моряк, 1933г
Пионервожатая, 1934г.
Пионервожатая, 1934г.
Физкультурники, 1933г
Физкультурники, 1933г

К концу 30-х годов он вошел в число ведущих фотожурналистов страны. Но решающей в судьбе становится Великая Отечественная: войну он снимал от первого дня до последнего, от сценки на улице Москвы, когда было объявлено о нападении Германии на СССР, до водружения Знамени Победы на куполе рейхстага и подписания капитуляции в мае 1945 года.

Школьник отправляется в полевую бригаду с плакатом, бичующим лодырей, 1933г
Школьник отправляется в полевую бригаду с плакатом, бичующим лодырей, 1933г

Простой парень, который родился в 1904 году в крестьянской семье и потерял отца в 12 лет, мог стать просто кем угодно, но стал великим фотографом газеты «Комсомольская правда».
Его фотографии показывали особую историю: снимок «Пирамида» стал скандальной заставкой 1930-х годов, который получил название «Память тела. Белье советской эпохи».

Женская пирамида. Спортсменки, комсомолки и красавицы.
Женская пирамида. Спортсменки, комсомолки и красавицы.

Шагин использовал особый ракурс в съемке: низкие точки для получения глубоких и крупных портретов и высокое точки для получения городских и панорамных пейзажей строек, улиц или городов.

Изобретатель, 1930 г
Изобретатель, 1930 г
На Динамо на футбол. Москва, 1945
На Динамо на футбол. Москва, 1945
Колесо, 1936г
Колесо, 1936г

Еще один очень важная особенность. Темы у Шагина – это колхозники, пионеры, спорт и парады и военные. И именно на фотографиях, сделанные Шагиным, ясно и четко показывается характер автора, а именно динамичность, жизнерадостность и лиричность.

Киевские военные маневры, 1935
Киевские военные маневры, 1935

Основой таких мастерских фотографий стали не только талант, но и поразительная и необычайная работоспособность, ведь для съемки использовалась такая камера, которая, сама по себе являлась очень тяжелой и габаритной структурой. И очень трудно представить, каким духом и силой воли надо было иметь, чтоб тащить такой большой груз, попадая под обстрелом, но в конечном итоге искать подходящий ракурс и получить удачный кадр.
Фронтовой фотокорреспондент "Комсомолки" Шагин запечатлел крупнейшие боевые операции почти на всех фронтах, и Берлин по завершении войны.

Он ценился своей готовностью быстро отправится на задание, получить нужные кадры и принести их. И не случайно он стал участником советских выставок за рубежом и почти всех послевоенных фотовыставок в стране.

Политрук продолжает бой, 1944
Политрук продолжает бой, 1944

Универсальное творчество Ивана Шагина

Снимки выдающегося фотографа отличались безупречной техникой проявления и печати, глубокой эмоциональностью сюжета и тщательно выбранным ракурсом. Его работы почти всегда показывали героев – труда и войны, спорта и учебы. Характерный стиль исполнения сделал снимки мастера узнаваемыми не только в родной стране, но и за границей, где его работы получили широкую популярность. Снимок автора «К рейхстагу» был признан в США лучшим военным кадром.

К рейхстагу.
К рейхстагу.

Но сделанные им снимки стали известны не только в СССР, но и во всем мире. Военные фотографии Шагина до сих пор публикуют в России и за рубежом, его работы включены в "Антологию советской фотографии", во многие другие издания.
В советское время раскрашивание черно-белых фотографий приобрело определенный смысл. Раскраска, предназначенная для тиражирования, становилась идеологическим инструментом. Ярким примером этому служит «Портрет И.В. Сталина» (фотограф И.Шагин, художник В. Семенов, после 1945 года). Этот портрет был широко известен во всем мире, в СССР он расходился миллионными тиражами.

Портрет И.В. Сталина, 1945г
Портрет И.В. Сталина, 1945г
-15