Найти тему
Мечтатель

Лучшая советская сказка о желаниях

Есть целый поджанр советских сказок, где ребёнок получает возможность совершить что-то волшебное, исполнить желание, легко сделать дело, попасть в чудесную страну, где всё можно просто так... Но потом приходится учиться обходиться без магии, трудиться самому, или во всяком случае использовать чудеса с умом, не на глупости. Таковы "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик", "Волшебный магазин", "Спортландия", "Великий Нехочуха", "Шёл по городу волшебник". Об этом в основном "Незнайка в Солнечном городе", есть такой элемент в "Старике Хоттабыче", главе об уроке географии.

Какая же из них лучшая? "Незнайку", "Хоттабыча" и "Шёл по городу волшебник" оставим в стороне. Это большие повести, которые можно любить и за многое другое. Возьмём те, у которых всё содержание основано на этом моральном уроке, короткие.

Я не буду ходить вокруг да около. Лучшим я считаю Цветик-семицветик Валентина Катаева. Почему? Потому что в нём яркий образ семицветного цветка желаний, интересный и безотносительно поучительности. В "Волшебном магазине" нам показывают самопишущую ручку, самоловящийся мяч, за пределами морали "учись всему сам" у них нет особого смысла (хоть это и тоже хороший мультфильм). А "Цветик-семицветик" создаёт свою маленькую мифологию, и более того, вплетает эту мифологию в реальность, накладываясь на детское восприятие мира. Верно, где ещё жить волшебной старушке, как не в маленьких домиках, которые начинаются далеко, где кончаются большие, и куда можно попасть, заблудившись?

Не говоря о том, что фольклорная ритмичность органично вплетается в современность, так что проза совсем незаметно перетекает в стихи и обратно. От слегка ритмичного перечисления баранок до рифмованных страшных медведей. В целом Катаев удивительно-удачно переплёл дух народных сказок с современностью. Это сложно, тем более в СССР (я немного затрагивал подобный вопрос в другой статье).

Поэтому и второй после "Цветика-семицветика" я бы назвал другую сказку Катаева - "Дудочка и кувшинчик", где мало того что хорошая тема подарков лесовичка, так ещё и интересная дилемма между волшебной дудочкой и обычным кувшинчиком.

А ещё "Цветик-семицветик" - это редкий случай, когда экранизации делают не хуже, о лучше. При чём все. Ладно, пожалуй только две из трёх. Было два мультфильма и один короткометражный фильм.

Первая - Цветик-семицветик 1948. Для начала - он хорош потому же, почему и другие советские экранизации сказок 40-50-х с их детальной, живой картинкой и близостью к тексту, которая сочетается с реализмом. Но также мультфильм хорош дополнением мифологичности оригинала. Старушка здесь живёт не просто в маленьком домике, но в ярком и в то же время тенистом саду, отгороженном от остального мира сплошной зеленью и цветами - как бы отдельный волшебный мирок, где и растёт загадочный Цветик-семицветик. И в то же время это можно видеть и как обычный сад. И старушка, хоть и "хитрая, всё знает", но одновременно и обычная, какие часто встречаются в жизни. Углубили баланс меж сказкой и реализмом.

И важный яркий момент, который добавили - это концовка, где последний лепесток возвращается, и старушка обещает вырастить из него новый цветик-семицветик. Это и усиление морального посыла, и интересное дополнение самой мифологии цветка. Правда, это момент, где реалистичная логика заканчивается, и остаётся довольствоваться сказочной логикой: ведь если бы это было на самом деле, то почему Женя не могла плодить цветки в геометрической прогрессии и устроить "счастье для всех и каждого, и чтобы никто не ушёл обиженным", да ещё по дороге желая себе с лихвой прозрачных конфет и игрушечных примусов? Но не будем придираться с реалистичной логикой к хорошей притче.

Второй мультфильм - Последний лепесток 1977. Кто-то говорит, он сосредоточен на реальности, а не на сказочном мире, но я с этим не совсем согласен. Да, тут углублённый реализм с особым вкусом. Много внимания на казалось бы маловажных вещах, и всё почему? Потому что это передаёт восприятие ребёнка, которому всё интересно, и самые обычные вещи бывают неожиданными и необычными, открывают пока чужой мир взрослых или других детей. Сколько полос на палке милиционера, кто ходит в аптеку, а кто в оптику, как какой-то дядя чернеет на солнце, как заводится кукла... Если в оригинале и в первом мультике то как Женя "по сторонам зевала, вывески читала, ворон считала" подаётся как что-то плохое, то здесь это романтизируется как ностальгия по детству.

А сказочный мир старушки здесь хоть и появляется кратко, но в некотором роде он даже более волшебен и мифичен, чем старых вариантах. То, как в начале появляется её домик за звенящей резной калиткой - вроде обычный дом, какие бывают в городских частных секторах, для ребёнка однако кажущийся сказочной избушкой, и как вместо него оказывается игровой домик на детской площадке за обычной калиткой, где вместо старушки - девочка с похожим передником, на который возвращается бабочка, улетевшая с передника бабушки... Был ли домик, была ли калитка, была ли бабочка? От этого момента так и веет мистичным чувством утекающих сквозь пальцы чудес, детства, сновидений, воспоминаний. В древности наши предки испытывали такое со страхом в лесах, и так появлялись легенды о леших, великанах, сейчас же уже не со страхом, а с интересом его могут испытать дети от сущих мелочей.

Так что в этом мультфильме сказочность и реализм не просто уравновешены. Здесь они невозможны друг без друга, состоят друг из друга, и в сознании ребёнка они едины.

А в 1968 был короткометражный фильм Цветик-семицветик. Я бы сказал, он скорее плох, чем хорош. Не будем его критиковать за то, что нашествие игрушек и путешествие к Полярной звезде вместо Северного полюса показаны не так впечатляюще - что уж ждать от малоизвестного короткометражного фильма, когда в мультике можно нарисовать всё что хочешь. Разные оригинальные находки фильма можно даже счесть интересными. То, что маму, старушку-волшебницу (которая оказывается не такой уж старушкой) и королеву Полярной звезды играет одна актриса, или диалог о том, что все пенсионерки - волшебницы или колдуньи, например. Но в целом оригинальность фильма выглядит скорее как пошлое ёрничанье, в которое не веришь. Местами затёрт моральный посыл. Так, Женя отправляется на Полярную звезду не одна, но с одним из мальчиков, которых хотела проучить - вроде и хорошая идея, но в итоге ей там весело, и вернуться домой она решает только из-за страха этого мальчика. Пропадает мораль о глупых желаниях, и Женя показана скорее положительной (впрочем, может для разнообразия и это неплохо, и мораль, что девочки могут быть смелее мальчиков, конечно хороша, но не так же топорно). А узнав, что Витя ходит на костылях, Женя расстраивается с фразой "А я так люблю бегать". Конечно это фраза довольно характерна для ребёнка, который ещё не воспитал в себе тактичность, но здесь звучит неуместно.

В общем, фильм можно глянуть один раз для сравнения. Но по-настоящему хорошие экранизации - это два мультфильма, особенно второй.

Есть также недавний фильм "Последний лепесток", о неких проблемах девушки из ближнего зарубежья, где цветик-семицветик изображён на плакате... Я не горю желанием смотреть мелодраму с канала Россия 1 (может я и предвзят), а всё же любопытно, при чём там цветик-семицветик, буквальный он там или метафоричный. Но неважно, плох этот фильм и хорош - само его существование говорит о том, что катаевский Цветик-семицветик стал важным символом, мифологемой. Даже эзотерики говорят о нём, вспоминая чакры. Кажется, больше ни одна советская сказка этого поджанра не может похвастать подобным.

Сказки
3041 интересуется