Когда моему ребенку исполнилось месяцев 8, он начал вставать, и я была почему-то уверена, что через пару-тройку недель наш малыш пойдёт. И тут же на радостях купила сыну новые осенние ботиночки, которые стоили довольно прилично. Сыночек потоптался в них в магазине, и мы даже пару раз надели их на прогулку, но на этом всё и закончилось, т.к. очень быстро похолодало и наступила зима.
Прошло ещё полгода (те ботинки, естественно, стали малы), а первых самостоятельных шагов так и не было. При этом мамы на площадке наперебой хвастались, как их дети такого же возраста уже начали ходить, и даже гуляли без коляски («Наташенька сама дошла из соседнего квартала, нам с коляской уже неудобно»). Кто-то из бабушек вообще рассказывал о своих маленьких гениях, которые уже в годик декламировали Пушкина наизусть. Ну и конечно, все вокруг сидели на горшках, одни мы, неудачники, пользовались подгузниками и о горшке не могло идти и речи – ребенок выгибался в дугу и орал при попытке его туда усадить, поэтому я отложила все горшочные мероприятия на несколько месяцев.
Пришлось набраться терпения. Я наслушалась Комаровского и замечательного детского невролога Игоря Воронова, и решила, что успехи других детей и мам меня никак не касаются, и мнение окружающих тоже, хотя эти окружающие, конечно, считали нужным по каждому поводу дать свой бесценный совет и намекнуть на задержку развития у моего ребенка в той или иной сфере.
Что же я выяснила в своих поисках по интернету и во время общения с врачами: оказалось, что пухляшу, каким был наш малыш, наоборот полезно как можно больше ползать, чтобы укрепить мышечный корсет, и не было ничего страшного в том, что, в результате, он пошел лишь в год и два месяца. Кроме того, я узнала, что запуск речи у разных детей «созревает» в период до трёх лет, и получается, что заговорить в год и, скажем, в два года и семь месяцев (как получилось у нас) – оба варианта являются нормой.
С горшком была самая длительная история, мы не форсировали это событие, но раз в два месяца предлагали сыну сделать свои дела туда. Постепенно он привык к горшку как к объекту и уже не пугался при попытке его усадить, и летом, когда ему было два с половиной года, постепенно за три месяца освоил этот навык.
Сейчас моему сыну три. Он болтает, словно радио, с удовольствием поёт разные песенки (в топе – «Антошка» и «Два веселых гуся»), бегает, катается на самокате, ходит на горшок, хотя иногда случаются и промахи. За эти три года он освоил все нужные к этому возрасту навыки, и даже научился читать цифры и некоторые буквы. Кто бы мне сказал в начале прошлого лета, что такое случится, я бы, наверное, не поверила, т.к. тогда он еще говорил лишь слов 30, и то, в основном, первые слоги.
Поэтому самый главный вывод, который я сделала для себя за три года материнства, это то, что ребенок никому ничего не должен. И сравнивать его с другими – самое последнее дело. Да, есть таблицы нормы, которые я по сто раз перечитывала, но есть маленький человек, личность, у которого всё индивидуально, и, если уж кого и слушать, то опытных врачей, и конечно, самой изучать информацию по каждому вопросу. А то, что он не читает Пушкина наизусть в годик – ну и пусть, главное, чтобы ваш ребенок был здоров и счастлив!
Ольга Хатер - журналист, мама Васимки
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии, если детско-родительская тема вам интересна!