Найти в Дзене
Мужчина, вы куда?

“Впервые закон сработал в пользу иностранцев”

Как два россиянина стали первой однополой парой, чей брак признан на постсоветском пространстве Впервые на постсоветском однополая пара россиян добилась юридически полноценного признания своего союза. Это случилось в Эстонии, где формально запрещено двойное гражданство, но благодаря юридической коллизии Глеб Кузнецов и его партнёр Антон смогли добиться своего. О том, как это случилось, Глеб рассказал проекту “Мужчина, вы куда?”. Глебу Кузнецову 27 лет, он недоучился в Калининграде на факультете журналистики и филологи, его партнёру Антону 24 года, он получил диплом архитектора. С 2019 года они живут в Эстонии и благодаря юридической коллизии стали первыми россиянами на постсоветском пространстве, заключившими юридически действенный брак. О законе Если в двух словах, то в 2014 году Эстония приняла закон о гражданских партнёрствах, Его суть заключается в том, что любая пара, которая не желает по разным причинам заключать брак, вправе оформить такой союз, который даёт им семейные права, к

Как два россиянина стали первой однополой парой, чей брак признан на постсоветском пространстве

Впервые на постсоветском однополая пара россиян добилась юридически полноценного признания своего союза. Это случилось в Эстонии, где формально запрещено двойное гражданство, но благодаря юридической коллизии Глеб Кузнецов и его партнёр Антон смогли добиться своего. О том, как это случилось, Глеб рассказал проекту “Мужчина, вы куда?”.

Глебу Кузнецову 27 лет, он недоучился в Калининграде на факультете журналистики и филологи, его партнёру Антону 24 года, он получил диплом архитектора. С 2019 года они живут в Эстонии и благодаря юридической коллизии стали первыми россиянами на постсоветском пространстве, заключившими юридически действенный брак.

О законе

Если в двух словах, то в 2014 году Эстония приняла закон о гражданских партнёрствах, Его суть заключается в том, что любая пара, которая не желает по разным причинам заключать брак, вправе оформить такой союз, который даёт им семейные права, которые следуют при классическом браке: право наследования, посещения в больницах и так далее.

Я как раз переехал в Эстонию на рубеже 2014–2015 годов и наблюдал, как население разделялось во мнениях по поводу этого закона, а точнее возможности однополым парам заключать такое партнёрство. Есть чисто русскоязычные области Эстонии типа Нарвы, где население, согласно опросам, активнее всего выражало своё несогласие с ним. Однако же закон в итоге приняли.

О юридической коллизии

Формально в Эстонии запрещено иметь двойное гражданство. По процедуре ты должен прожить в стране не менее пяти лет, затем сдать экзамен и отказаться от своего прежнего паспорта. В моём случае роль сыграли корни.

Я родился в Таллине, а в 1992 году родители увезли меня в Россию, так как после распада СССР многие русскоязычные семьи уезжали. Поэтому у меня всегда был один российский паспорт, но со временем, когда я уже жил в Калининграде, я узнал, что могу претендовать на эстонское гражданство по праву наследования.

Дело в том, что моя бабушка родилась и жила в Печорах, которые изначально находились в составе Эстонии, но после передела границ вошли в состав РФ. Тем не менее, жители этого района могли претендовать на эстонский паспорт, если доказывали свою принадлежность к этому району. Так я получил эстонское гражданство, при этом не отказываясь от российского.

О браке

Со своим партнёром Антоном я познакомился летом 2019 года в Петербурге, а затем мы стали искать возможность уехать. Сперва я обратился к эстонскому адвокату, который рассказал мне о недавнем законе и о том, что законодатели чётко не прописали, как он работает, если обладатель эстонского гражданства заключает брак с иностранцем, так что это была серая зона. Были случаи, когда однополые пары судились целых два года за право заключить такой союз. Например, две девушки, одна из которых была гражданкой США. В Эстонии очень дорогие адвокаты, примерно 100 евро в час, но интересы однополых пар бесплатно представляют юристы из Human Rights Watch. Они в том числе помогли этим парам добиться признания их союза в Эстонии.

Мы тоже готовились, что будем судиться, когда подавали прошение о виде на жительство для Антона на основании регистрации нашего партнёрства, но буквально неделю назад нам сообщили, что Антону одобрен вид на жительство.

Иными словами, получилась уникальная история: с одной стороны, это брак между гражданином России и эстонцем, но по факту у меня по-прежнему два паспорта, включая российский.

То есть в реальности это первый на постсоветском пространстве юридически рабочий однополый брак двух граждан России.

Теперь Антон может получить здесь работу, а пока из нас двоих работаю только я — барменом. Хочу сказать, что тот закон, который позволил нам заключить брак, Эстония принимала при наличии гомофобных настроений у части общества, и впервые в нашем случае он сработал в пользу иностранцев без дополнительных судебных разбирательств.

Текст: редакция проекта “Мужчина, вы куда?”