Если не учить детей правильно обращаться с деньгами, то к взрослой жизни они подойдут такими же не подготовленными, как большинство из нас.
Во многих семьях карманные деньги детям не дают. Родители сами покупают ребенку что-то по его просьбе. Хорошо это или плохо?
С одной стороны не стоит опасаться, что ребенок соблазнится на что-нибудь не хорошее, что истратит лишние деньги на какую-нибудь безделушку.
А с другой стороны – как ребенку научиться понимать ценность денег, если у него нет опыта их потратить и задуматься о том, как деньги могут быстро закончиться.
Может лучше ребенку выделять небольшую сумму, например, на день или на неделю. Так ребенок научится самостоятельно производить покупки, у него возникнет понимание стоимости вещей относительно его карманных денег.
Ребенок научится тратить деньги, расставляя приоритеты: что важнее мороженое или наклейка. Если ему захочется купить какую-то игрушку, пусть он сам со своих карманных денег откладывает на нее.
Это будет воспитывать в ребенке финансовую дисциплину, учить не тратить все сразу. Если ребенку давать относительно большие суммы, конечно ни о какой финансовой дисциплине речь идти не может: зачем ему в чем-то себя ограничивать.
Вообще, нам надо чаще общаться с детьми на тему денег. Необходимо, чтобы ребенок знал, что существует семейный бюджет и что он не резиновый.
Если семья вынуждена экономить, то ребенок должен об этом знать и принимать в этом участие. Если мы жалуемся на отсутствие денег, а сами тратим их на то, без чего можно обойтись, то ребенок навряд ли поймет такую ситуацию. Он будет копировать поведение родителей.
Не лишним будет объяснить ребенку, что часть денег надо откладывать в резервный фонд. Некоторым детям накопление денег приносит удовольствие.
В этом вопросе мне со своей дочери надо брать пример. Когда ее резервный фонд был маленьким, она часто потягивала от туда денежки, а когда заметила, что ее накопления выросли, ее резервный фонд стал неприкосновенным запасом.
Если ей захотелось что-то купить, а денег не хватает, она лучше подождет с покупкой, но денег из своего РФ не возьмет.
Такая ситуация бывает на пользу, чтобы избежать спонтанной покупки. Ведь часто бывает, когда дети на эмоциях совершают покупки или просят об этом нас.
Например, увидел ребенок у друга или в рекламе по телевизору какую-то игрушку, тут же захотел такую себе. Не потому, что она ему понравилась, а потому, что есть у друга.
Такие спонтанные покупки на следующий же день оказываются забытыми надолго. Здесь, я думаю, надо дать ребенку время, чтобы он осознал, действительно ли нужна ему эта игрушка.
И еще важно привить детям понимание того, что долги – это плохо. Ведь во взрослой жизни столько много соблазнов, хочется все и сразу. И тогда начинаются бесконечные кредиты.
Многие знают не по наслышке, какая это кабала. Важно научить ребенка соизмерять свои возможности с потребностями. А как это сделать?
Своими нравоучениями и объяснениями? – но этого мало. Чтобы научиться чему то, необходимо совершать определенные действия. А для этого все же надо выделять карманные деньги детям.
Пока все. Пока.