О голодных военных и послевоенных годах уже столько написано, что вроде уж и писать нечего. Но у каждого из нас своя боль.
В 1943 году мама везла нас из Сибири полуголодных, раздетых и разутых. Сама опухала, отнимались ноги, но нас во что бы то ни стало решила спасти. Ведь годами раньше, во время репрессий, она уже потеряла двоих детей, Леонида и Нину.
Мужа не дождалась. Наш папа, Василий Ананьевич Клименко, пропал без вести под Сталинградом, откуда писал: -Здесь настоящий ад.
Слава Богу, мы выросли. Старший брат окончил военное училище, младший служил прапорщиком в Германии. А я, мамина помощница, работала крановщицей. Вышла замуж, родила деток, но случилось несчастье — на производстве погиб муж. Я кричала: «Господи, ну, не война же! Почему мои дети остались без отца?!» Было больно и страшно.
По потере кормильца получила квартиру. Под венец пошла во второй раз. Наивно думала, что второй муж станет помощником мне и детям, но как же я ошибалась!
Когда родился третий ребенок, сын, он запил так, как будто только и ждал этого момента. Оказывается, муж был алкоголиком, а держался потому, что имел две прободные язвы.
Вот тут уж я хлебнула горя! Старший сын пошел в первый класс, среднего надо было отводить в садик, а восьмимесячного сыночка оставляла на соседей. Пришлось менять квартиру и перебираться поближе к маме. Больше помочь мне было некому.
Пять раз мы выгоняли горе-мужа и горе-отца из дома. А он все равно приходил. Клялся, что любит нас и что бросит пить. И это наконец-то случилось!
Целых 22 года, до 72 лет, муж не притрагивался к спиртному. И снова сорвался!
Но дети в то время уже выросли, обзавелись собственными семьями. И еще 12 лет муж пил без перерыва, сходил с ума. Я даже в психдиспансер его отправляла. Умер в 66 лет от рака легкого. Жалко, больно...
Опять осталась одна. Мой младший сынок решил поселить ко мне внучку. Я попросила ее помочь перенести вещи в сарай, а она стала кричать: «Ты здесь никто и не командуй! Дед подписал дом отцу, который он продаст, а тебя выкинет в глухую деревню. И никто к тебе туда не придет!
Я свою квартиру старшим детям отдала. Они все заняты зарабатыванием денег. У всех заботы, проблемы. А мы, старики, никому не нужны.
Мечтаю оформиться в дом престарелых. У меня глаукома, от переживаний боюсь ослепнуть. А как слепой жить одной? Здесь я медленно умираю в одиночестве ...