Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прибывает в Россию, чтобы обсудить ситуацию в Сирии с президентом Владимиром Путиным. Дамаск и Анкара находятся на грани открытого конфликта из-за судьбы контролируемой боевиками провинции Идлиб.
Встреча на высшем уровне происходит, когда Турция отправила тысячи солдат, танков и беспилотников в Идлиб, последнюю оставшуюся провинцию Сирии, которую удерживали боевики, которые когда-то пытались свергнуть правительство в Дамаске. Казалось, что события приближаются к прямой конфронтации после того, как 34 турецких солдата были убиты в результате сирийского авиаудара на прошлой неделе.
Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что Турция является членом НАТО со вторым по величине военным в альянсе, поэтому конфликт между Анкарой и Дамаском может легко поглотить ее союзника Москву, а также Европу и США. Тем не менее, накануне саммита, похоже, Путин держит руку намного сильнее, чем Эрдоган.
Управление ожиданиями
После того, как Эрдоган объявил о начале «Операции Весенний щит», в Анкаре послышались шумы о прямой аннексии Идлиба, в то время как говорящие головы по турецкому телевидению страстно говорили о русско-турецких войнах прошлого и вооружали миллионы российских мусульман, если это необходимо. Однако к понедельнику публично заявленное ожидание Эрдогана состояло лишь в достижении «прекращения огня» в Идлибе.
В отличие от этого, Кремль ожидает, что обе стороны «достигнут общего понимания кризиса, его причины, пагубных последствий кризиса и выработают комплекс необходимых совместных мер», - сказал представитель Путина Дмитрий Песков.
Хотя турецкие военные утверждают, что убили сотни сирийских солдат, ситуация на местах свидетельствует о том, что силы Анкары и их боевики по-прежнему сдают позиции сирийским войскам вдоль стратегических автомагистралей M4 и M5.
Россия также не прекращает деятельность своих экспедиционных сил в Сирии. Напротив, поток подкреплений и поставок по воздуху и морю резко увеличился впервые с октября 2019 года, когда Москва остановила вторжение Турции на территорию, удерживаемую курдами.
Кроме того, в среду в среду российское министерство обороны прямо обвинило Анкару в том, что она защищает террористов, связанных с «Аль-Каидой», и не выполняет свои обязательства, взятые на саммите в Сочи в 2018 году, по отделению террористов от так называемых «умеренных мятежников» в Идлибе, что явно подразумевает что, если Анкара не может или не будет этого делать, Москва может и будет.
США пытаются противостоять
Вашингтон стремился заполнить пропасть между Анкарой и Москвой, поддерживая отношения с турками, после многих лет неоднократных угроз Эрдогану за его сближение с Путиным. В среду посол США в ООН Келли Крафт отправился в Анкару и встретился с Эрдоганом.
Ранее на этой неделе Крафт присоединился к специальному посланнику США в Сирии Джеймсу Джеффри, который посетил Идлиб. В этом случае Джеффри, по-видимому, пообещал американские боеприпасы и поставки турецкой армии - только для чиновников Госдепартамента, чтобы они быстро отреагировали на эти комментарии и объяснили, что имеют в виду «постоянную поддержку США» Анкаре.
В то время как американские СМИ и законодатели жестко говорят об Идлибе, президент Дональд Трамп молчал по этому вопросу, по-видимому, позволяя событиям развиваться самостоятельно.
Эрдоган вымогает ЕС
Президент Турции также попытался заставить Евросоюз поддержать его военную авантюру, открыв границу между Турцией и ЕС для миллионов мигрантов - якобы сирийских беженцев, но на самом деле людей из любой точки между Марокко и Афганистаном - и развязать их на континенте. ,
Однако, в отличие от аналогичного гамбита в 2015 году, ЕС, похоже, реагирует, закрывая свои границы и возвращая мигрантов назад, причем даже канцлер Германии Ангела Меркель называет «неприемлемым» для Эрдогана использование беженцев таким образом.
Трещины в фундаменте
Хотя выбор борьбы традиционно служил объединению турок вокруг их вооруженных сил и укреплению популярности лидера страны, похоже, что третья попытка Эрдогана открыто вмешаться в Сирию - после того, как вторжения в 2019 и 2016 годах далеки от поставленных целей - может уже начали иметь неприятные последствия.
Опросы общественного мнения показывают растущую оппозицию войне, поскольку из Идлиба приходит все больше покрытых флагом гробов. Оппозиционный член турецкого парламента вступил в драку с коллегой по партии Эрдогана после того, как он обвинил президента в предательстве войск, отправив их в Сирию без адекватной поддержки.
В этом климате будет интересно посмотреть, сколько турок поколебали слова президента Сирии Башара Асада, который в недавнем интервью назвал турецкий народ «братьями» и сказал, что им совершенно не нужно продолжать умирать в попытка помешать сирийскому правительству освободить свою страну от террористов.
Что будет дальше
Это не первый случай, когда Турция оказалась на грани потенциального конфликта с сирийской союзницей Россией. В ноябре 2015 года, вскоре после того, как Москва разместила экспедиционные силы в Сирии, турецкие самолеты сбили российский Су-24 над Идлибом, а поддерживаемые Турцией «мятежники» убили одного из своих пилотов и члена спасательной команды. И все же возможный исход этого инцидента и неудавшаяся попытка военного переворота в 2016 году стали поворотом Эрдогана к Москве и отходу от политики США в отношении Сирии.
Это не означает, что то же самое случится снова, только то, что такой результат не будет столь же странным, как многие другие повороты, которые сирийский конфликт принял с начала его в 2011 году.