Пользовательский опыт (UX) – это важнейший аспект любого продукта. Удобный дизайн повышает вовлечённость. Неудобный – заметно вредит вашему бренду. Пользователи быстро уходят со страниц, шанс на возвращение ничтожен. Ваш UI – пользовательский интерфейс – не даёт им нормально познакомиться с брендом. Поисковики снижают ваш рейтинг, в выдаче вас почти не замечают. Пугающая картина! Как её избежать? Добавьте немного науки и психологии в свой UI и UX-дизайн. Разница между плохим и хорошим продуктом – в понимании пользователей. Узнайте, что они хотят и какие у них проблемы. Поймите, как люди воспринимают ваш продукт и взаимодействуют с ним.
Эстетика и юзабилити
UX-дизайн и психология тесно связаны. Вы можете представить хорошего строителя, который не понимает физики? Или капитана корабля с географическим кретинизмом? Так и здесь: знание психологии лежит в основе UI-дизайна.
Эстетическая сторона, конечно, важна для любого продукта. Но без понимания социальной, поведенческой и когнитивной психологии, которая определяет решения ваших пользователей, красивая картинка может в итоге навредить пользовательскому опыту. Почему? Потому что ожидания завышены. Это называется эффектом эстетики-юзабилити. Люди автоматически предполагают, что привлекательный продукт должен быть более интуитивным, удобным для использования. Если так не получается, пользователи начинают винить себя. Эти мысли приводят к разочарованию. И уходу с сайта.
Что нужно учесть в веб-дизайне для UX и UI
Популярные сайты с высокими позициями отличает то, что они привлекают пользователей, а не отталкивают их. Это логично. Но как добиться такого эффекта? Держите пять принципов, которые вам стоит учесть, чтобы порадовать пользователя и отбить инвестиции.
1. Упростите выбор
Есть причина, почему выбор из меню со 100 различными вариантами занимает так много времени. Она называется закон Хика. Чем больше вариантов вы предлагаете пользователям, тем дольше они будут решать. И тем выше шанс, что они разочаруются. И уйдут. В цифровом дизайне закон Хика почти фундаментален.
Не выкладывайте перед пользователем все опции сразу. Разбейте процесс на несколько этапов. Из сложных задач сделайте несколько простых. Важные этапы выделите. И предлагайте как можно меньше вариантов.
Не самые популярные действия можно сгруппировать в меню или отдельных подкатегориях. Ну и, само собой, ненужные опции стоит удалить.
Всё это сократит время, которое пользователи потратят на принятие решения. А значит, вы поможете им достичь своей цели быстрее и с минимальными препятствиями. Минус одна причина для разочарования!
2. Выведите важные действия ближе к пользователю
Чем дальше ваш палец или курсор от элемента, на который вы хотите кликнуть, и чем меньше этот элемент, тем больше времени нужно для завершения действия. Это тоже закон. Закон Фиттса. И это основа хорошего UI-дизайна.
Представьте, например, что человек ищет условия доставки. А у вас на сайте ссылка на них стоит в длинном списке других (пусть и не менее полезных) разделов. Ещё и внизу страницы. Чтобы найти нужную ссылку, нужно долистать до конца и внимательно прочитать весь список. Большинство пользователей сдастся и уйдёт с сайта. Они решат, что это не стоит их времени. Чтобы этого избежать, сделайте все интерактивные элементы достаточно большими, тогда их будет легко найти. Например, минимальная погрешность для кнопок составляет от 42 до 72 пикселей в ширину. Так что оформите частые и популярные ссылки в таком виде, и пользователь будет попадать куда нужно, даже если немного промахнётся.
Последний компонент Закона Фиттса – это расстояние. В эпоху больших экранов оно становится всё более важным. Экраны смартфонов становятся всё больше, но пальцы у людей так быстро не растут. Не ставьте важные элементы в верхний левый угол, для примера. Если человек использует только одну руку для работы со смартфоном, а другая занята, дотянуться до нужной кнопки на сайте будет проблематично. Если вообще возможно. Неудобства опять приведут к большому проценту отказов. А вам это не надо.
Попробуйте использовать тепловую карту кликов, чтобы понять, где пользователям будет проще тапнуть без растяжения пальцев или задействования второй руки.
Читайте также: Пользователи высоко ценят своё время. Вы можете сделать всё красиво и функционально, на самом сайте, но это ничем вам не поможет, если страницы долго загружаются. Узнайте, как избавиться от этой стены на пути потенциальных клиентов.
3. Правильные позиции
Прочитайте этот список и попробуйте запомнить все слова за несколько минут:
Бумага.
Наушники.
Честь.
Трубы.
Чай.
Зима.
Лента.
Испуг.
Тьма.
Карандаш.
Выверенность.
Семечки.
Чернила.
Ладно, скорее всего, вы не пытались запомнить, а просто продолжили читать текст. Не страшно. Мы расскажем, в чём здесь смысл. Когда люди действительно выполняют это задание, оказывается, что хуже всего они запоминают слова в середине. А вот с теми, что стоят в начале или в конце, проблем не бывает. Почему? Это краевой эффект, который вы можете использовать для улучшения UX-дизайна вашего цифрового продукта. Взять, к примеру, панель навигации. Есть причина, по которой кнопка «Домой» почти всегда находится слева. И это та же самая причина, по которой правый край обычно занят профилями или почтой. Разместите важные элементы по краям – и пользователям не придётся долго запоминать навигацию. Учитывая краевой эффект, вы сделаете свой продукт более интуитивным, а своих пользователей – более продвинутыми.
4. Помните об избирательном внимании
Учтите, что пользователи умеют игнорировать не нужную им информацию. Перенасыщенность рекламой и информацией в сети породила баннерную слепоту. Человек скорее получит 237 ударов молнией, чем кликнет на рекламный баннер. Он его просто не заметит. И это избирательное внимание касается не только рекламы. Если элемент не выглядит так, будто он решает задачу пользователя – его не заметят. Попытайтесь избежать этого, когда будете разрабатывать интерфейс.
5. Не стройте из себя злого гения
Много лет LinkedIn использовал тёмные схемы. Они так выстраивали пользовательский интерфейс, чтобы посетители попадали в ловушку и делали то, что нужно компании. Это нередко используется для того, чтобы обманом заставить людей покупать ненужную страховку или невольно соглашаться на платные подписки. Тёмные схемы часто играют на стереотипах и ожиданиях, которые есть у большинства пользователей: яркие кнопки – положительное подтверждение, стрелка вправо – движение вперед, влево – назад. Правильно? Нет. Тёмные схемы наживаются на этих ожиданиях и играют на страхах людей. Они ставят цели компании выше целей пользователя. И играют с дизайном ради нечестной выгоды.
У любого бизнеса есть желаемые результаты. Достичь их можно с помощью вашего продукта. Но сделать это можно и без ущерба доверию людей к вашему бренду. Начните с определения того, в чём реальная ценность вашего продукта для пользователей. А потом найдите, где их цели пересекаются с вашей бизнес-стратегией. С этим подходом вы точно сможете разработать дизайн, который будет полезен всем сторонам.
Подытожим
Принципы, которые мы описали, влияют на то, как пользователи взаимодействуют с вашим продуктом от знакомства до принятия решений. И желательно не внедрять эти принципы задним числом. Работайте по ним, начиная с ранних этапов: когда вы ещё не сели делать сайт, а только думаете, каким он будет. Учтите психологию пользователей в процессе разработки. И тогда их UX будет сразу позитивным. В крайнем случае, сделайте редизайн с психологической основой. Пара страниц, радующих пользователя, заметно снизят процент отказов и повысят вовлечённость по всем показателям.
А если не хотите сами ломать голову над тем, как сделать удобный сайт с нуля, закажите разработку у нас.