Когда у компании нет свободных средств на закупку автомобилей для корпоративного автопарка, она традиционно обращается к лизингу. Но в прошлом году у российского бизнеса появилась альтернатива – сразу несколько каршеринговых операторов запустили корпоративный сервис. Так что же выбрать – лизинг или каршеринг?
Ниже мы рассмотрим обе услуги, перечислим их плюсы и минусы. За каждый плюс будем начислять 10 баллов, а за каждый минус – снимать 5 баллов. Посмотрим, какая услуга выиграет.
Кому подойдет каршеринг?
Корпоративный каршеринг сразу привлек внимание компаний, сотрудники которых часто выезжают на встречи с контрагентами или в филиалы, пользуясь услугами такси. При первом же взгляде на расчеты понятно, что каршеринг выгоднее – расходы на поездки сотрудников сокращаются почти в два раза.
Интересен каршеринг и тем компаниям, что предпочитают отдавать непрофильную деятельность – управление автопарком – на аутсорс. Не придется платить за стоянку, бензин, обслуживание и ОСАГО, не нужно платить зарплату начальнику гаража и загружать бухгалтерию учетами расходов. Обо всем позаботится оператор каршеринга.
Компания-клиент платит исключительно за пользование автомобилем и контролирует поездки через приложение. В нем же формируются закрывающие документы. Платежи за аренду автомобилей компания может отразить в расходах для минимизации налога на прибыль.
Условия корпоративного каршеринга
Стоимость корпоративного каршеринга не отличается от стоимости сервиса для частных лиц, за редким исключением.
- 70-100 км – ограничения по суточному пробегу
- 2,5 руб./мин. за простой
- от 8 руб./мин. в пути
- 2700 руб. в сутки
- 60 000 – 75 000 руб. аренда на месяц или 720 000 – 900 000 руб. в год.
Плюсы каршеринга
+ Стоимость поездки значительно ниже в сравнении с такси.
+ Нет обязательств, платишь, когда пользуешься.
+ Быстрая масштабируемость.
Не важно, скольким сотрудникам сегодня понадобится автомобиль, ведь по сути корпоративный парк арендных авто не ограничен (разве что количеством свободных машин поблизости).
+ Удобная бухгалтерия: есть договор аренды, отчеты о платежах и закрывающие документы выгружаются в приложении.
+ Управление автопарком ложится на плечи каршеринового оператора.
Итого: 50 баллов.
Минусы каршеринга
- Доступен не весь парк шеринговых автомобилей, а только его часть. Есть риск не найти автомобиль поблизости, особенно в часы пик, и опоздать на важную встречу.
- Непредсказуемые состояние и класс автомобиля. Однако корпоративный парк эксплуатируется с меньшей интенсивностью и есть надежда, что салоны автомобилей будут опрятными.
- Нужно обучить сотрудников процедуре осмотра и фотофиксации перед поездкой. И нет гарантии, что они отнесутся к ней ответственно, ведь счета оплачивает компания.
- Ограничение пробега – это не комфортный фактор для компаний, чьи сотрудники выезжают в удаленные филиалы.
- Не очевидный, но важный минус – компании включают служебный автомобиль в мотивационный пакет для ценных специалистов, чтобы повысить свою привлекательность как работодателя. Каршеринг с этой задачей не справится.
- Каршеринг не приближает компанию к собственному автопарку. За год аренды одного автомобиля она выплатит стоимость модели эконом-класса. Рационально ли это, если можно взять автомобиль в лизинг и, неся аналогичные расходы, постепенно его выкупить?
Итого: минус 30 баллов от 50 = 20 баллов.
Каршеринг выгоден, когда сотрудники выезжают из офиса время от времени. Но если компания интенсивно пользуется арендованным автопарком и расходы приближаются к лизинговым платежам, то стоит посмотреть в сторону операционного лизинга.
Лизинг: сервис есть
Операционный лизинг – это по сути аренда, но с той разницей, что платежи за эксплуатацию автомобиля идут в зачет его стоимости. Размер ежемесячных лизинговых платежей рассчитывается, исходя из цены автомобиля и срока лизинга. Модель автомобилей и срок договора выбирает компания, которая будет их эксплуатировать.
Лизинговые компании не только приобретают технику и передают ее лизингополучателю, но и берут на себя обслуживание, вплоть до сезонного шиномонтажа. Если клиент «арендует» не 1-2, а парк автомобилей, управление им также может взять на себя лизинговая компания.
Задача клиента — аккуратно пользоваться машиной, заправлять ее и вовремя вносить ежемесячные платежи. Да, почти, как в каршеринге. С той разницей, что компания платит не за услугу предоставления автомобиля, а за сам автомобиль и затем может его полностью выкупить по остаточной стоимости (обычно это 1000 руб.). Если такой потребности нет – вернуть его или обменять на новый.
Условия операционного лизинга
Срок лизинга: 3 года.
Размер аванса: 230 000 руб.
Ежемесячный платеж – от 33 496 руб. (401 952 руб. в год).
За бензин придется платить дополнительно — при пробеге в 25 000 км в год это еще 100 000 руб. (расход 8,5 литра на 100 км, актуальная цена бензина – 46 руб.).
Прибавим еще мойку и оплату парковок – 20 000 руб. в год.
521 952 руб. в год потратит компания на лизинговый автомобиль.
Для чистого сравнения с каршерингом разделим авансовый платеж на 3 года и добавим к годовому платежу.
Итого: 598 619 руб. в год.
При условии, что автомобиль проезжает за год минимум 25 000 км, стоимость одного километра составит всего 24 руб.
Плюсы лизинга
+ Выгоднее каршеринга (особенно с учетом возврата НДС).
+ Свобода выбора модели и комплектации.
+ Масштабируемость автопарка – не настолько быстрая, как в каршеринге, но для текущего клиента лизинговые компании оформляют сделки за 1-2 дня. То есть, если окажется, что через день нужен автомобиль для нового сотрудника, он будет готов.
+ Автомобилем пользуются только сотрудники компании и он всегда в наличии.
+ В платежи включаются страхование и сервисное обслуживание, другие услуги лизинговой компании, что упрощает учет расходов для снижения налогооблагаемой базы.
+ Возврат НДС.
+ Автомобили можно выкупить по символической стоимости и дальше эксплуатировать автопарк.
Итого: 70 баллов.
Минусы лизинга
- Платежи обязательно вносить весь срок действия договора, иначе лизинговая компания его расторгнет. Есть один плюс – лизинговые компании готовы корректировать график и объем платежей под финансовые возможности клиента.
- Нужны парковка или гараж.
- Расходы на бензин, мойку и парковку в городе несет эксплуатирующая компания.
- Ограничение пробега. Однако в лизинге он индивидуален и компания-клиент договаривается о приемлемом лимите перед подписанием договора.
Итого: 70 баллов минус 35 = 35 баллов.
Победа лизинга
Лизинг выигрывает у каршеринга: 35 против 20. Но только в том случае, если автомобиль – необходимый ресурс для деятельности юрлица. Посмотрите, сколько километров проезжают ваши сотрудники на такси или в каршеринге и разделите сумму расходов на километры. Затем обратитесь в лизинговую компанию для расчета платежей за аналогичный автомобиль и посмотрите, какой в этом случае будет стоимость километра поездки. И учтите, что после выкупа автомобиля, стоимость километра значительно снизится.
Для получения автомобиля в лизинг нужно подать онлайн-заявку. После получения предварительного одобрения необходимо будет встретиться с менеджером лизинговой компании, передать ему документы (он подскажет, какие именно) и дождаться решения лизинговой компании. Причем вы можете самостоятельно выбрать автомобиль, либо менеджер подберет вам подходящий вариант. Решение о сделке будет предоставлено в течение двух рабочих дней. И после этого останется лишь внести авансовый платеж и забрать автомобиль.