"Танец с саблями". О выходе этого фильма рекламы не было и я с легкостью упустила бы его из вида, но... жизнь не терпит сослагательного наклонения и я очень рада, что пошла в кинотеатр. Большой экран, почти пустой зал. Есть фильмы, просмотр которых категорически не приемлет запаха попкорна и звука шуршащих фантиков в руках соседей.
Фильм Юсупа Разыкова "Танец с саблями" один из таких. Он рассказывает историю создания великого шедевра, финального танца балета "Гаянэ".
"Танец с саблями", а речь именно о нем, был написан Арамом Ильичем Хачатуряном по указке партии за 8 часов. Всего 8 часов и мировая культура обогатилась произведением, которое будоражит души и сердца даже тех, кто очень далек от искусства.
Удивительно сильный, глубокий фильм. Цепляющий душевные струны и переворачивающий настолько, что выйдя из кинозала я не могла связать несколько слов в отзыв. Эмоции кипели и бурлили внутри меня, но были столько противоречивы, что понадобилось время для их обуздания.
В роли Хачатуряна - Амбарцум Кабанян. Как виртуозно передает Амбарцум зрителю душевные переживания композитора.
Стоит ли говорить, сколь непростым было военное время, но даже тогда жизнь не останавливалась. И в городе Молотов (переименованная перед войной Пермь) труппа эвакуированного Ленинградского академического театра оперы и балета имени Кирова на грани голодных обмороков продолжала работать и радовать горожан и поднимать боевой дух уходящих на фронт.
Отдельно хочется сказать о приме Сашеньке (Вероника Кузнецова). Объятая чистой, возвышенной любовью и преданностью к Маэстро Хачатуряну, она раз за разом передает ему гостинцы: мед, облепиху, шоколад. Выменивает эти редкие для военного времени продукты на собственные драгоценности. Да, любовь бывает такой: без постельных сцен, без пошлости, без грязи. Трудная, военная и щемяще-ценная! Под звуки вальса, кружащего голову.
А еще любовь - это честь и самопожертвование.
Сцена, в которой Сашенька на выходе из номера коммуниста Пушкова сталкивается с Арамом Ильичем - вызывает стройные ряды мурашек на коже и ком в горле. Лишь взгляды и опущенная на лицо вуаль. Слова излишни.
Так же, без слов, но с веревкой крупным планом в тюремной камере Юсуп Разыков очень красноречиво поведал нам о... нет, не буду рассказывать и спойлерить, это надо видеть.
Ну и какой фильм без отрицательного героя? Я о нем чуть выше упоминала. Тот самый коммунист, уполномоченный по делам культуры Пушков (Александр Кузнецов). В юности Пушков и Хачатурян учились вместе, но композитором стал только один. Второй же пошёл в номенклатуру, где по-своему преуспел, но гению композитора завидовать не перестал, даже наоборот.
Своеобразной "вишенкой на торте" для меня стал старец Каро. Ангел-хранитель Арама Ильича. Мудрый и удивительно спокойный, душевный персонаж.
Фильм "Танец с саблями" получился настолько глубоким, болезненным и многогранным, что после него хочется молчать. Долго. И, может быть, плакать. Чтобы внутри все улеглось и осмыслилось. Но такие фильмы: трудные, рвущие - очень нужны. Они помогают не черстветь душе и уму.